Экранизация библейской истории «Ной» объясняет, почему к голосам в голове иногда стоит прислушиваться

Экранизация библейской истории «Ной» объясняет, почему к голосам в голове иногда стоит прислушиваться
Рассел Кроу в роли Ноя превращает ленту Аронофски в психологическую драму

У Даррена Аронофски с библейской историей о Ное, построившем огромный ковчег и спасшем от всемирного потопа всех животных планеты, давние и личные счеты. Будущий режиссер рос в Нью-Йорке в религиозной еврейской семье. Когда Даррену было 13 лет, он написал о Ное и его ковчеге стихотворение «Голубка» и получил за него приз от ООН, где как раз проходил конкурс для детей. С тех пор молодого человека не покидало желание перенести историю на большой экран. Последние 15 лет режиссер вел переговоры с голливудскими боссами, те в итоге сдались и выделили ему несколько лет и $ 130 млн. Результат — двухчасовая эпическая сага «Ной» выходит в широкий прокат 27 марта.

«Если вы прочитаете историю Ноя, то увидите, что она описана очень просто. Ной только строит ковчег и собирает животных. А вся внутренняя борьба, физические усилия, необходимые для строительства, чувство ответственности за животных и собственную семью — всего этого нам не рассказывают», — говорит Аронофски. Поэтому задачу себе и своей команде он поставил такую: представить, как эта история могла бы выглядеть в реальной жизни, понять, что конкретно переживали ее участники — обычные люди, со своими плохими привычками, слабостями и сложными отношениями с родственниками.

Чтобы библейский сюжет выглядел реалистичнее, Аронофски и его соавтору-сценаристу Ари Хэнделу пришлось, взяв Библию за основу, многое додумать самостоятельно. Во-первых, Ной, которого играет Рассел Кроу («Гладиатор», «Отверженные»), и его супруга Нааме в исполнении Дженнифер Коннелли («Реквием по мечте», «Кровавый алмаз») значительно моложе — в Ветхом Завете им уже за 80. В фильме к этому возрасту гораздо ближе отец главного героя, его играет Энтони Хопкинс («Молчание ягнят», «Хичкок»). Во-вторых, о своей богоизбранности Ной узнает не так, как это обычно принято в религиозных историях, когда Божественную волю объявляет ангел, являющийся герою во сне или спускающийся с неба в лучах света. У Аронофски Ноя мучают ночные кошмары и видения потопа, он слышит голоса у себя в голове и больше похож на шизофреника, чем на святого. А решение строить ковчег он принимает после того, как, выпив наркотического чая, переживает сильнейшую галлюцинацию.

«Забавно, что люди привыкли считать Ноя доброжелательным человеком, потому что он заботился о животных, — рассказывает о своем персонаже Рассел Кроу. — Но вы что, шутите? Этот парень стоял и смотрел, как гибнет все население планеты. Он не был доброжелательным, он не был даже приятным человеком. Господь выбрал его просто потому, что Ной знал, как построить ковчег, и был физически в состоянии завершить эту большую стройку». К этому едкому описанию Кроу добавил психологической глубины. Его Ной не принимает Божью волю безоговорочно, его терзают сомнения, ему тяжело дается решение не спасать других людей, хотя те сами виноваты в своих несчастьях. Используя подобный подход к образу Ноя, создатели ленты рискуют нарваться на критику со стороны религиозных зрителей. Впрочем, Аронофски уверяет, что его «Ной» вовсе не проповедь и не попытка пересказать буквально библейскую историю. Режиссер, чьи фильмы редко обходятся без темы богоискательства, на этот раз задает вопрос, где лежит приемлемая для человека грань между слабостью и прощением, справедливостью и милосердием. И отвечает: находить эту границу каждый должен сам, руководствуясь силой веры (не обязательно в Бога) и собственными моральными убеждениями.

В том же духе

«Последнее искушение Христа», 1988
Режиссер Мартин Скорсезе
В ролях: Уиллем Дефо, Дэвид Боуи

Мартин Скорсезе очень долго хотел экранизировать скандальный роман греческого писателя Никоса Казанцакиса. В итоге получился такой же скандальный фильм. Скорсезе показывает и Иисуса Христа, и его окружение слишком приземленными. Последователи Христа желают власти и готовы устроить ради этого революцию, вопросы веры мало их волнуют. Иисус (Дефо) равнодушен к политике, однако и ему предстоит преодолеть цепь искушений земными радостями. Последняя из них — семейная жизнь с Марией Магдалиной, видение которой приходит к нему уже на кресте.

«Догма», 1999
Режиссер Кевин Смит
В ролях: Бен Аффлек, Мэтт Деймон

Падшие ангелы Локи (Деймон) и Бартлби (Аффлек) узнают, что у них есть шанс вернуться в рай. Для этого им нужно найти некий собор в Нью-Джерси и пройти под специальной аркой. Правда, если у них все получится, наступит конец света. Поэтому тринадцатый апостол Руфус, который оказывается темнокожим, а также дальняя родственница Христа должны помешать ангелам. Кевин Смит снял на религиозную тему уморительную комедию. В «Догме» досталось всем — от коллег Смита по цеху до ярых религиозных фанатиков, которых режиссер уверяет, что Бог на самом деле женщина.

«Серьезный человек», 2009
Режиссеры: Итан Коэн, Джоэл Коэн
В ролях: Майкл Стулбарг, Сари Ленник

Обратившись к религиозной теме, братья Коэны сняли свой самый сложный и глубокий, но и самый смешной фильм. Чтобы понять, в каких местах смеяться, нужно знать десяток анекдотов о евреях. А также ветхозаветную историю об Иове, чью веру Господь испытывал на прочность, посылая ему несчастье за несчастьем. У Коэнов в роли Иова выступает профессор Ларри Гопник. От него уходит жена, не складываются отношения с детьми, на работе проблемы. Ларри держится до последнего, но человек слаб, а ветхозаветный Господь жесток и не прощает слабостей.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама