Думки

горячая точка

На шаг позади

Происходящее в последние полтора месяца на востоке Украины ставит один вопрос: а есть ли в стране власть? Или, быть может, не так уж неправ российский президент Владимир Путин, когда говорит, что правительства в стране фактически нет, и договариваться о чем-либо, по сути, не с кем?

Как выглядит ситуация? По паре тысяч человек, а в Харькове и того меньше, собираются в выходные на митинги в областных центрах, размахивают флагами России — сейчас крайне недружественной Украине страны, выкрикивают сепаратистские лозунги, а затем идут к обладминистрациям и управлениям СБУ и без сколько‑нибудь заметных усилий захватывают здания. После чего над зданиями устанавливают флаги соседнего государства и объявляют о решении провести «референдум о независимости».

В той России, о которой кричат сепаратисты, такое невозможно. Но в Украине все иначе. Ни милиция, ни СБУ не оказывают никакого заметного сопротивления, оправдываясь тем, что «приказа не было». «На Службу безопасности Украины возлагается в границах обозначенной законодательством компетенции защита государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности», написано на сайте службы. В числе целей работы МВД — «предотвращение правонарушений и их ликвидация; охрана и обеспечение общественного порядка; выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили», указывается на сайте этого ведомства. Но, позвольте: что в Луганске, что в Донецке, что в Харькове, открыто совершаются и посягательство на суверенитет, и нарушение общественного порядка, и прочее, с чем должны бороться милиция и органы безопасности. Если они бездействуют, то зачем они нужны? Собирать взятки, «крышевать» коррупционеров и «отмазывать» от суда по заявкам, то есть тем, чем привыкли заниматься многие сотрудники этих органов в постсоветской Украине?

К утру вторника часть зданий была освобождена — где путем переговоров, где благодаря бескровному штурму спецподразделениями правоохранительных органов. Это прекрасно, но вообще‑то никаких штурмов не должно было быть. Всем давно известно, что восточные регионы страны тяготеют к России, что туда приезжают «политические гастролеры» из России, что правоохранительные органы на местах ненадежны, что население этих регионов довольно равнодушно к сепаратистским акциям: кто‑то и не против, чтобы его регион «перешел» в состав соседней страны, кто‑то хочет оставить как надо, но как будет, так и будет. Более того, сепаратистские митинги — не новая угроза, в трех восточных регионах они продолжаются все полтора месяца, что прошли с бегства Януковича из страны.

В таких условиях, да еще и с учетом России, не перестающей лязгать оружием на границе с Украиной и заставляющей нервно вздрагивать даже генералов НАТО, властям в Киеве, казалось бы, нужно уделять востоку повышенное внимание. Однако установить контроль над местными структурами толком не могут ни министр внутренних дел Арсен Аваков, пообещавший кадровые чистки только после нынешних захватов, ни шеф СБУ Валентин Наливайченко. Не слышно ни о предварительных арестах сепаратистов, ни о перекрытии границ. Те действия, что правоохранительные органы все‑таки производят, как видно, совершенно неэффективны.

Не обращают особого внимания на восток страны и прочие политики — ни Петр Порошенко, ни Юлия Тимошенко, ни Арсений Яценюк до этой недели даже не побывали в этих регионах. Все заняты предстоящими выборами, дележкой кресел, денежных потоков и прочего наследства режима Януковича, и куда больше времени уделяют не борьбе с надвигающейся экономической катастрофой или противодействию сепаратизму, а борьбой друг с другом. Представители восточных регионов в правительстве отсутствуют — мол, хватит «македонского ига». В таких условиях даже лояльные к переменам жители Луганска и Донецка начнут задумываться: а ну как правы говорящие головы с путинских телеканалов? Может, ну их, пусть остаются в своей Украине, а мы попробуем призвать на защиту Россию?

Есть конспирологическая версия: мол, новые власти играют с Путиным «в лапу» с тем, чтобы восточные области сами перешли к России. Тогда, мол, и в оставшейся Украине править будет легче — там более лояльные новому режиму избиратели. Вряд ли это так. Путину не нужен Донбасс — удовольствие обойдется в разы дороже Крыма, с местными олигархами что‑то нужно будет делать, а местная промышленность, завязанная на другие регионы страны, может загнуться окончательно. Да и украинским политикам пришлось бы долго объяснять, как они позволили России откусить часть территории Украины — Крым им будут припоминать еще долгие годы.

Все проще. Нынешние власти в Киеве просто не знают, что делать в подобной ситуации. Никто из их представителей не проявляет реальных лидерских качеств, никто не понимает, как нужно противостоять сепаратизму, как объединять страну. Специалистов по кулуарным договоренностям — полно, по распилу денежных потоков — хватает, чемпионы по раздаче обещаний тоже имеются. А политиков, способных правильно расставлять приоритеты, просчитывать действия своих противников хотя бы на шаг вперед и принимать нестандартные решения, — не видать. Путин, к слову, все это умеет — поэтому совершенно искренне удивляется, что партнеров по таким играм в Украине ему найти не удается. Чтобы вести мощную политическую игру и внутри страны, и вне ее, нужно уметь немного больше, чем рассаживать в кабинеты начальников госкорпораций преданных людей.

Украинским политикам, конечно, можно ежедневно призывать на помощь Запад, который уже несколько месяцев помогает разве что складками на лбу высокопоставленных политиков и дипломатов, выражающих все большую озабоченность. Но если власти в Киеве продолжат в том же духе, то 25 мая Порошенко или кого‑нибудь еще выберут разве что президентом «Украины» — столичной гостиницы, той самой, что над Майданом.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама