Інтереси

тарифы

Железнодорожные грузовые тарифы должны повыситься уже в июне. Клиенты «Укрзалізниці» переложат растущие транспортные издержки на потребителей

Как стало известно «Капиталу», первый этап индексации железнодорожных тарифов на грузоперевозки могут осуществить уже в июне. Проект соответствующего приказа Министерства инфраструктуры прошел все согласования с другими министерствами и ведомствами и находится на регистрации в Министерстве юстиции, в пресс-службе которого сообщили, что документ регистрируется в течение 15 дней. В свою очередь, сотрудник департамента регистрации уточнил, что приказ Мининфраструктуры проходит правовую экспертизу и должен быть зарегистрирован до 6 июня.

10 % по итогам года

Индексация тарифов коснется всех видов грузов, перевозимых в пределах Украины, и будет происходить поэтапно, сообщил «Капиталу» первый заместитель начальника главного коммерческого управления «Укрзалізниці» Иван Хорьяков. Первое повышение — на 4 % — состоится в день официальной публикации приказа Мининфраструктуры. С 1 июля тарифы станут больше на 3 %, а с 1 октября — еще на 2,8 %. Таким образом, до конца 2013 г. расценки на грузовые перевозки повысятся в среднем на 10,1 %, уточнил он.

В 2012 г. «Укрзалізниця» обращалась в Мининфраструктуры с предложением повысить на 12,2 % тарифы на грузовые железнодорожные перевозки с 1 января 2013 г. Размеры запланированной индексации в итоге были скорректированы согласно изменениям, внесенным Кабинетом министров.

Вынужденная мера

«Укрзалізниця» мотивирует необходимость повышения расценок продолжающимся ростом своих затрат, тогда как тарифы не росли с 2011 г. По оценке Хорьякова, в результате индексации тарифов на грузовые перевозки на запланированном уровне доходы «Укрзалізниці» в 2013 г. увеличатся на 1,5 млрд грн без НДС, налоговые поступления в государственный бюджет составят 0,6 млрд грн. «Деньги будут направлены на частичную компенсацию увеличения расходов на продукцию, закупаемую для осуществления основной деятельности (электроэнергия, топливо, материалы), а также на обновление и ремонт основных фондов, износ которых составляет более 80 %, и увеличение заработной платы», — утверждает представитель железнодорожного монополиста.

По мнению эксперта транспортной отрасли Александра Кавы, повышение расценок на грузовые перевозки по железной дороге — вынужденная мера, призванная улучшить финансовое состояние «Укрзалізниці». «Очевидно, что повышение тарифов на грузовые перевозки приведет к увеличению транспортных издержек в стоимости товаров», — отметил эксперт. «Сейчас тарифы на внутренние железнодорожные перевозки ниже, чем в пограничных странах, хотя расходы «Укрзалізниці» на перевозки несущественно отличаются от соседних. А обновлять тяговый подвижной состав и вагоны необходимо уже сейчас», — добавил Александр Кава. В свою очередь, грузовладельцы попытаются переложить транспортные издержки на потребителей своей продукции, считает он.

Повышение коснется всех

По словам старшего аналитика инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, больше всего от удорожания грузовых железнодорожных перевозок пострадают крупные металлургические предприятия. Но поскольку в Украине, в отличие от России, сейчас наблюдается дефицит вагонов, а «Укрзалізниця» предлагает цены ниже, чем у частных операторов, грузопотоки она не потеряет. «Зернотрейдеры не откажутся от услуг «Укрзалізниці», поскольку у них недостача вагонов, и дополнительные 10 % к тарифу увеличат их транспортные издержки. Подразделения СКМ — ДТЭК и «Метинвест» — тоже берут вагоны в аренду у «Укрзалізниці», — объяснил эксперт. Транспортные издержки в стоимости тонны перевозимой продукции, по оценке Алексея Андрейченко, для горнометаллургического комплекса (ГМК) составляют 5‑7 %, для производителей зерна — 3‑5 %. «Если тарифы будут проиндексированы на 10 %, то на стоимости конечного продукта это отразится минимально — она вырастет на 0,3‑0,7 % в зависимости от груза», — отметил он.

Неприятный сюрприз

Металлургов известие о предстоящем повышении тарифов, похоже, застало врасплох. «Не знаю, как это прокомментировать. Цены на метпродукцию падают, мы в глубокой яме. Куда еще тарифы повышать?» — сокрушался в беседе с «Капиталом» миноритарный акционер «Метинвеста» Владимир Бойко. Как сообщал «Капитал», проект меморандума правительства с предприятиями ГМК предусматривает ограничение роста железнодорожных тарифов для металлургов на уровне 5 %. Однако Бойко не смог прояснить судьбу этой договоренности. «Не знаю, когда будут его подписывать, надо разбираться», — сказал владелец 5 % акций «Метинвеста».

Представитель другой крупной металлургической компании также заявил, что предстоящее повышение тарифов на 10 % — неожиданность. Возможно, несоответствие планов монополиста в сфере железнодорожных перевозок положениям еще не подписанного меморандума объясняется тем, что обсуждавшийся проект документа сейчас отошел на второй план. «Для нас куда важнее сейчас решить вопрос с поставками кокса — государство создает проблемы для его импорта. Потом будем думать о тарифах», — сказал собеседник «Капитала». «Мы надеялись, что эта проблема будет решена еще на прошлой неделе, но заседание правительственной группы по данному вопросу все время переносится. Трудно сказать, когда будет принято решение», — уточнил топ-менеджер.

Экспортный аспект

В пресс-службе энергетического холдинга Рината Ахметова ДТЭК отметили, что повышение тарифов на внутренние грузовые перевозки отразится, в частности, на стоимости логистики при транспортировке угля для потребностей тепловой генерации. «Дополнительные расходы ТЭС с учетом тяжелой ситуации с расчетами за потребленную электроэнергию ограничат возможности тепловых электростанций по выполнению инвестиционных планов, обновлению и модернизации оборудования», — добавили в пресс-службе ДТЭК. Рост транспортных издержек также отразится на конкурентоспособности украинского угля на экспортных рынках, конъюнктура которых и без того не слишком благоприятна для украинских поставщиков. Экспортная альтернатива в нынешней ситуации особенно важна. «Стабильный экспорт позволяет обеспечивать дополнительный сбыт профицитных углей и, как следствие, работу предприятий угольной отрасли», — отметили в пресс-службе.

Начальник отдела логистики зернотрейдинговой компании «Гермес-Трейдинг» Вячеслав Сорокун отмечает, что в связи с индексацией тарифов увеличится цена доставки. «Будем учитывать коэффициент повышения и пересчитывать ставки, — заверил он. — Соответственно, цена доставки увеличится пропорционально».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама