Бізнес

химпром

Крупные агрохолдинги начали заказывать сложные удобрения раньше обычного. Объемы заказов ниже прошлогодних на 20‑30 %

Крупные агрохолдинги начали заказывать сложные удобрения раньше обычного. Объемы заказов ниже прошлогодних на 20‑30 %
В нынешнем году аграрии решили закупать минеральные удобрения постепенно, чтобы не допустить роста цен на них
Фото: Украинское фото

Как стало известно «Капиталу», крупные агрохолдинги в этом году начали запасаться сложными удобрениями раньше обычного. Но поданные ими заявки не обрадовали трейдеров — заказы на удобрения сократились на 20‑30 % по сравнению с 2012 г.

Такое начало о многом говорит. До сих пор игроки закупали от 5 до 20 тыс. т удобрений сразу, что раскачивало рынок и служило поводом для роста цен. Однако в этом летнем сезоне тяжеловесы повели себя нестандартно. Раньше операторы рынка сложных удоб­рений отдыхали практически до начала уборочной кампании (конец июня), но в этом году у них уже появились крупные покупатели. «Сейчас рынок еще спит, но практически все продавцы получили заявки от крупных агрохолдингов на приобретение удобрений», — рассказал «Капиталу» руководитель трейдерской компании. Он также отметил, что сделано это было ранее обычного — к концу мая вместо середины июня, как в прошлые годы. По мнению собеседника, это может объясняться ранней посевной в этом году и смещением сроков уборки урожая.

Первая ласточка

Непосредственные закупки удобрений начнутся как обычно — в двадцатых числах июня, подчеркнул руководитель ИК «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук. «Опрос показал, что снижение активности по закупкам должно составить 20‑30 % в сравнении с прошлым годом», — говорит эксперт со ссылкой на данные самих трейдеров. Но как будет на самом деле, покажет начало уборочной кампании, считают опрошенные «Капиталом» поставщики удобрений. «Если будет ясно, что урожай в хорошем состоянии, закупки могут вырасти», — надеется один из них. Первый клиент уже заявил о себе — компания «Промінь» заказала 2,7 тыс. т аммофоса, столько же — калия. Кроме того, она планирует приобрести 1,3 тыс. т тукосмесей (марки NPK), а также 640 т диаммофоски.

Потребление выросло

С начала года аграрный сектор достаточно активно приобретал удоб­рения, в том числе сложных марок. Так, по данным начальника отдела общего земледелия, химизации и мелиорации земель Министерства аграрной политики и продовольствия Анатолия Рудюка, по данным на 30 мая аграрии приобрели 223 тыс. т фосфорных удоб­рений в пересчете на питательные вещества (1,115 млн т в физическом весе) против 172 тыс. т (860 тыс. т) на эту дату 2012 г. Калийных удобрений выкуплено 157 тыс. т в действующем веществе (345,4 тыс.) против 133 тыс. т (292,6 тыс.) в прошлом году. «Рост составил в среднем по всем группам удобрений 13‑15 %», — подсчитал Анатолий Рудюк. Он прог­нозирует, что с началом уборочной кампании сельхозпроизводители еще активизируются, когда убедятся, что зерно имеет достаточную урожайность, а закупочные цены будут привлекательными. Ежегодно потребление сложных удобрений в Украине достигает 1,7‑1,8 млн т. Преимущественно (более 90 % по итогам последних пяти лет) это поставки импортеров — белорусских и российских компаний «Беларуськалий», «Фосагро», «Акрон» и др.

Цены — ниже не найдешь

Сложные удобрения обычно вносятся осенью. Но покупают их летом в основном крупные сельхоз­производители, у которых есть складские мощности для хранения. Закупка до сезона внесения позволяет приобрести удобрения по более выгодной цене. По оценке трейдеров, сейчас стоимость таких по­пулярных марок, как нитроаммо­фоска, диаммофоска, аммофос, достигла дна. Например, NPK (16:16:16) на складах у операторов 27 мая стоила 4200‑4550 грн за т, NPK (15:15:15) — 4000‑4100 грн  за т, диаммофоска (10:26:26) — 5100‑5600 грн за т. Усугубляет положение трейдеров и тот факт, что они не смогли распродать имеющиеся объемы ранее и теперь вынуждены идти на уступки покупателям. Таким образом, осторожность агрохолдингов имеет достаточно простое объяснение — массированные закупки сразу подстегнули бы цены. «Поэтому нынешние заявки могут не отражать реальную потребность, чтобы не послужить поводом для роста цен», — объясняет поведение покупателей Дмитрий Гордейчук.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама