Політика

чистые руки

Инструмент влияния. Новый орган по борьбе с коррупцией может получить диктаторские полномочия

Новый орган по борьбе с коррупцией может получить диктаторские полномочия
Фото: PHL

Сегодня Верховная Рада планирует принять закон о создании национальной службы по борьбе с коррупцией. На принятии документа в среду, 9 апреля, настаивал премьер-министр Арсений Яценюк. «Мы просим парламент неотложно рассмотреть этот законопроект и дать возможность создать независимый орган, который не просто начнет борьбу с коррупцией, а реально начнет искоренять коррупционеров из всех органов исполнительной власти», — подчеркнул Яценюк.

Планируется, что депутатам предложат законопроект, разработанный руководителем администрации президента Сергеем Пашинским. Его внесли в Верховную Раду 7 апреля, а на следующий день попытались включить в повестку дня в пакете антикоррупционных документов, но депутаты отказались это поддержать. «Парламентское большинство сейчас голосует ситуативно, но, думаю, в четверг этот вопрос мы рассмотрим», — сказал изданию народный депутат Юрий Деревянко (внефракционный).

Право доступа

Законопроект администрации президента предписывает создать новую структуру, подконтрольную СНБО.

Именно совет будет назначать директора нацслужбы сроком на пять лет. На такой же срок будут заключаться контракты с рядовыми сотрудниками, общая численность которых составит 1200 человек. Сотрудники нацслужбы получат свою униформу, право на ношение и применение оружия, возможность самостоятельно проводить задержание подозреваемых. Вместе с тем, нацслужбе разрешено иметь гласных и негласных внештатных сотрудников, информация о которых будет засекреченной.

Прокурорский надзор за соблюдением законности при проведении нацслужбой оперативно-розыскной деятельности и досудебного расследования осуществляется прокурором, закрепленным Генпрокуратурой за ведомством на пять лет. Примечательно, что директор службы может без объяснения причин в любой момент отказаться от прикомандированного прокурора.

Что касается полномочий службы, то они практически не ограничены. Так, борцам с коррупцией разрешается требовать, собирать и изучать документы и сведения о государственных органах, ведомствах, политических партиях, общественных организациях и гражданах для предупреждения и пресечения коррупционных деяний. Ведомство будет самостоятельно вести оперативно-розыскную деятельность с правом давать обязательные для выполнения поручения правоохранительным органам.

Для проведения оперативно-розыскной деятельности предполагается допуск сотрудников службы в любое время на территорию любых объектов. Решение суда понадобится только для посещения режимных объектов. Для проведения же негласного фиксирования деятельности государственных служащих с помощью специальных средств решения суда не потребуется.

Кроме того, нацслужбе будет открыт доступ к базам данных правоохранительных органов и государственной власти для получения любых сведений и документации. Ее сотрудникам будет предоставлено право останавливать любые транспортные средства на предмет проверки и обыска по подозрению в коррупционной деятельности. Нацслужба сможет с помощью суда осуществлять остановку финансовых операций, арест имущества госслужащих, опечатывание архивов, помещений с дальнейшим взятием их под свою охрану, по согласованию с прокурором подавать иски в суды об аннулировании заключенных договоров.

Ведение любых следственных действий в отношении сотрудников нацслужбы будет возможно только с разрешения суда по представлению Генпрокуратуры.

Под президентское будущее

Создание антикоррупционного органа является одним из пунктов программы деятельности Кабмина, а также одним из главных условий введения безвизового режима с ЕС. Как пояснил «Капиталу» зампредседателя комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Рады Николай Джига (депутатская группа «Суверенная европейская Украина»), в Раде зарегистрировано несколько законопроектов об антикоррупционном органе. «Их готовят для создания должности под себя, а не для борьбы с коррупцией», — говорит Джига.

По словам президента украинского отделения Transparency International Алексея Хмары, в законопроекте Пашинского угроза коррупции просматривается уже в процессе формирования нацслужбы. Хмара считает, что назначение директора ведомства СНБО и подконтрольность ГПУ нарушают принципы прозрачности и конкурентности, так как оба эти ведомства находятся в подчинении президента. «Здесь просматривается желание конкретного кандидата в президенты Юлии Тимошенко получить контроль над этим органом, а правительственного уполномоченного Татьяны Чорновол — его возглавить», — сказал «Капиталу» Хмара.

Сразу несколько депутатов на правах анонимности заявили изданию, что принятие законопроекта лоббируется со стороны администрации президента. При этом существует договоренность целой группы депутатов не поддерживать его. Так, в Раде зарегистрирован альтернативный законопроект от группы народных депутатов из фракций УДАР, «Батьківщина» и «Свобода». Документ предлагает Кабмину назначать руководителя антикоррупционного бюро по результатам открытого конкурсного отбора. При этом правительство будет лишено возможности контролировать работу органа.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама