Фінанси

страхование

Куплю дорого. Любителям погонять на мотоцикле стоит задуматься о страховке

Любителям погонять на мотоцикле стоит задуматься о страховке
Тем, кто предпочитает мотоцикл автомобилю, стоит помнить: водитель такого транспорта наиболее уязвим на дороге — при аварии страдают бедра, колени, локти и ключицы
Фото: Fotobank.ua

Вопреки стереотипам, за рулем тяжелых мотоциклов вместо молодых лихачей все чаще оказываются дисциплинированные опытные водители, сменившие уже не один дорогой автомобиль. Для них увлечение мототехникой — не сиюминутная мода, а вполне сознательный зрелый шаг и элемент жизненной свободы. Сегодня именно они приобретают каско для мотоциклов.

Байкерам — тарифы, страховщикам — рентабельность

«Страхование мотоциклов по каско пока только формируется. С одной стороны, высокие цены на страхование отпугивают клиентов, с другой — повышенная вероятность наступления страхового события и значительная убыточность весьма смущают страховщиков», — комментирует ситуацию президент Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов.

Страховщики признают: на сегодняшний день страхование мотоциклов по программе каско отличается высокой убыточностью, соответственно, это дорогой страховой продукт. Например, за каско на четыре месяца владелец мотоцикла Ducati 2013 года выпуска стоимостью 250 тыс. грн заплатил 8900 грн.

Многие страховые компании вообще не берутся страховать мотоциклы по программам каско. Те же, кто готов, стараются максимально соответствовать требованиям клиента. Например, в PZU тариф на каско не зависит от марки и модели мотоцикла. «Компания принимает на страхование мотоциклы, срок эксплуатации которых составляет не более шести лет (до 2009 года выпуска включительно) и исключительно с 20 % франшизой по краже и полному уничтожению», — рассказывает Павел Корсун, менеджер управления автотранспортного страхования PZU в Украине. Высокие франшизы связаны с тем, что вероятность угона и серьезных повреждений у мотоциклов намного выше, чем у автомобилей. К тому же украденный мотоцикл, как правило, быстро разбирается на запчасти, так что отыскать пропажу практически невозможно. Поэтому еще одно обязательное условие страхования такого транспортного средства — оборудование противоугонной сигнализацией.

Специальный страховой продукт для владельцев мотоциклов есть и в компании «ИНГО Украина». «Поскольку мотоцикл эксплуатируется не более семи месяцев в году, особенность такого страхования в том, что период эксплуатации совмещается с периодом страхования. Во всем остальном набор рисков такой же, как и в автокаско», — объясняет Юрий Сокальский, ведущий специалист департамента розничных продаж АСК «ИНГО Украина».

Для оформления договора нужны такие же документы, как и при страховании автомобиля. Но отличия все же есть. Поскольку езда на мотоцикле требует специальных навыков, при покупке каско для мотоцикла водительский стаж владельца учитывается по категории А, а не как общий стаж вождения по категории В. «Тариф по каско для мотоциклов колеблется от 6 % до 10 %. Средняя страховая сумма — 125 тыс. грн, франшизы — в основном не более 1 %», —отмечает Корсун. Страховой суммой считается рыночная стоимость мотоцикла на день подписания договора.

По словам Залетова, в случае аварии мотоцикл чаще, чем авто, не подлежит восстановлению — какой‑либо ремонт нецелесообразен. «Последствия ДТП для водителя мотоцикла и его пассажира также значительно серьезнее, чем в автомобиле», — подтвердил эксперт.

Заграничный вояж

Многие владельцы дорогих мотоциклов берегут свои здоровье, нервы и байк и предпочитают европейские трассы. Если владелец планирует перевезти свой мотоцикл в Европу багажом (в самолете или прицепе) и ездить там, страховой полис ему тоже понадобится. «На время транспортировки мотоцикл должен быть застрахован как груз или грузобагаж. При этом на страхование он принимается только в том случае, если транспортировку осуществляет компания-перевозчик. «Если владелец переправляет транспортное средство своими силами, мы не возьмем на себя этот риск», — предупреждает Корсун.

Самолет, поезд или грузовик с контейнером при наличии това­ро­сопроводительного документа может подойти. «На стоимость такой страховки влияет цена мотоцикла, география перевозки и вид транспорта, на котором он перево­зится. Например, полис на перевозку мотоцикла стоимостью 120 тыс. грн самолетом из Киева в Барселону составит 360 грн (при франшизе — 1 %), — рассказывает Корсун.

90% всех мотоДТП происходит при участии спортбайков и неоклассиков

В PZU можно без проблем купить полис каско, который будет действовать и в Европе. Надбавка за европейское покрытие — всего 2 %. Для мотоцикла стоимостью 120 тыс. грн полис, включающий Европу, будет примерно на 200 грн дороже страховки с исключительно украинским покрытием.

В «ИНГО Украина» программы, разработанные для страхования мотоциклов, предусматривают покрытие на территории Украины. «Если же страхователь в будущем захочет выехать на мотоцикле за пределы страны, территория действия договора страхования может быть расширена за дополнительную плату, которая составит не более 15 % от стоимости отечественного полиса», — констатирует Сокальский.

Одни убытки

К сожалению, статистика ДТП с участием мотоциклов неутешительная. «Более 60 % всех аварий происходит из‑за столкновения мотоцикла с другим транспортным средством. Причина большинства таких происшествий —  превышение скорости. Автомобилисты просто не успевают заметить мотоцикл в движении», — указывает Залетов.

Процесс урегулирования страхового случая с мотоциклом ничем не отличается от схожего события с автомобилем. «Клиент оформляет заявление, процедура и стоимость ремонта согласовывается с СТО, после чего перечисляются деньги на ремонт», — поясняет Корсун. В «ИНГО Украина» страховку выплачивают без учета износа на заменяемые в ходе ремонта детали, узлы и агрегаты. «Ремонтируют поврежденное транспортное средство на официальной СТО дилера. В качестве бонуса клиент получает покрытие всех расходов на документы (справка ГАИ, экспертиза) и на транспортировку поврежденного мотоцикла», — рассказывает Сокальский.

«Среди иномарок чаще других разбиваются спортбайки и неоклассики (максимально комфортный для езды по городу мотоцикл с простым дизайном — к примеру, Honda CB1100. — «Капитал») — 90 % всех ДТП. Затем идут кастомы (изготовленные в единственном или небольшом количестве экземпляров, обычно особо оформленные или полностью переделанные серийные модели мотоциклов. — «Капитал»), скутеры, «туристы» (максимально укомплектованные мотоциклы с мягкой посадкой. — «Капитал») и в единичных случаях — эндуро (используют в мотоспорте, с малой массой двигателя и довольно прочной конструкцией, рассчитанной на частые падения. — «Капитал»). Чаще всего при ДТП страдают бедра, колени, локти и ключицы. Повреждение паха и перелом ног получают 25 % мотоциклистов при фронтальных столкновениях. Наиболее часто к смерти приводят серьезные травмы груди, головы и позвоночника», — перечисляет Залетов.

При наступлении события за пределами Украины следует сообщить страховщику об этом по телефону, электронной почте и придерживаться полученных рекомендаций. «Планируя поездку, лучше заранее сохранить необходимые контакты», — рекомендует Олег Коваленко-Кужольный, начальник департамента урегулирования убытков АСК «ИНГО Украина».

«Если убыток признан тотальным, то есть транспортное средство ремонту не подлежит, необходимо написать соответствующее заявление. После этого проводится экспертиза для определения стоимости поврежденного мотоцикла и уже на основании этих выводов осуществляется выплата», — заверяет Корсун.

По мнению Залетова, перспективы страхования мототехники по каско сегодня не самые радужные. «Недостаточные требования к водителям мотоциклов в правилах дорожного движения, а также слабая водительская культура не способствуют развитию этого вида страхования в ближайшее время. Изменить ситуацию может лишь реформирование системы безопасности на мототранспорте», — считает Залетов.

ЕСЛИ ВДРУГ

Для оформления договора каско необходимы следующие документы:
• паспорт владельца и ИНН;
• водительское удостоверение;
• техпаспорт;
• подтверждение стоимости мотоцикла (по возможности).
При наступлении страхового случая водителю надо:
• сообщить о наступлении страхового события;
• дождаться приезда аварийного комиссара, при необходимости вызвать компетентные органы для фиксации обстоятельств ДТП;
• в установленный договором срок письменно уведомить страховщика;
• подать необходимые для принятия решения документы.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама