Економіка

инициатива

Вошли в азарт. Минфин установит госмонополию на игорном рынке

Минфин установит госмонополию на игорном рынке
Минфин снимет запрет на азартные игры и предложит населению новый вид лотереи
Фото: Иван Черничкин

Министерство финансов намерено возобновить деятельность игорного бизнеса. Ведомство подготовило три законопроекта — о букмекерской деятельности, о лотереях и о деятельности казино в Украине. Документы призваны заменить действующий с 2012 г. закон о гослотереях и урегулировать правила существования игорного бизнеса в стране. По словам министра финансов Александра Шлапака, в сентябре ожидается рассмотрение в парламенте. Цель документов — увеличить поступления в бюджет от лотерей с 321 млн грн в 2013 г. до 945 млн грн в 2015 г. и вывести игорный бизнес из тени. Впрочем, существует риск, что по предложенным Минфином правилам не удастся сделать ни того ни другого.

Борьба с несовершенством

С 2009 г. за исключением лотерей все виды азартных игр — пари и тотализаторы, покер, рулетка, игровые автоматы и компьютерные стимуляторы — в стране запрещены. Однако, по информации Шлапака, действующее законодательство прописано таким образом, что по факту позволяет осуществлять все эти виды деятельности.

 Сейчас в стране насчитывается 112 видов лотерей. Их проводят три оператора, основанные офшорными компаниями. В частности, собственник «М. С. Л.» — кипрская Evolot Limited. «М. С. Л.» — разыгрывает 80 лотерей и является крупнейшим игроком на рынке. ПрАО «Патриот» принадлежит Cexriba Investments Limited (Кипр) и организовывает 25 лотерей. Третий оператор — УНЛ: им владеет зарегистрированная на Виргинских островах компания «Олимпик Голд Холдингз Лимитед». На долю УНЛ приходится 7 лотерей.

Согласно позиции Минфина, из‑за несовершенства действующего законодательства казна получает меньше средств от лотерейного сегмента, чем могла бы. «Например, в законодательстве не определены ограничения максимального размера призового фонда, что позволяет операторам минимизировать отчисления в бюджет», — отмечает министр. В связи с этим госбюджет получает всего 3,5 % от общего объема ставок, тогда как в США и Финляндии этот показатель достигает 30 %, в Италии — 15 %. В прошлом году объем ставок в Украине составил 9,1 млрд грн.

По замыслу Минфина, казино будут располагаться в пятизвездочных отелях с фондом не менее 100 номеров. Обмен средств на фишки будет осуществляться только через контрольно-кассовые аппараты. Требования к уставному капиталу оператора — не менее 40 млн грн. В казино должно быть как минимум 12 игровых столов. Вход лицам младше 21 года будет запрещен.

К операторам букмекерской деятельности Минфин также выставляет ряд требований. Так, уставный капитал должен составлять не менее 50 млн грн, опыт работы в сфере игорного бизнеса — не менее трех лет и наличие банковской гарантии на выплату выигрышей на сумму не менее 10 млн грн. Штат сотрудников должен составлять минимум 500 человек, а региональная сеть — покрывать 15 и более областей Украины. Оператор вправе использовать не более одной интерактивной кассы, а сайт должен полностью совпадать с зарегистрированным знаком товаров и услуг, под которым букмекерская контора будет работать.

На проведение гослотерей вводится полная государственная монополия. Их организатором будет Ощадбанк или другое госпредприятие. Помимо прочего, Минфин рассчитывает запустить национальную лотерею «Мистецький Арсенал». Поскольку инициатором создания такой государственной лотереи выступил именно НКММК «Мистецький Арсенал», то и название соответствующее, объяснил министр. Треть средств от проведения этой лотереи будет направляться в Государственный фонд гуманитарного развития Украины. Планируется, что деньги пойдут на реализацию проектов в сферах культуры, спорта, а также здравоохранения. В этом вопросе Минфин ориентировался на модель Британской национальной лотереи.

В неравных условиях

По прогнозам опрошенных «Капи­талом» экспертов, вступление в силу вышеупомянутых инициатив не позволит ни пополнить бюджет, ни легализовать рынок азартных игр.

«Действующие операторы смогут продолжить свою работу — для этого им надо будет заново купить лицензии», — отметил управляющий партнер юридической компании «Де-юре» Григорий Трипульский. Таким образом снимутся и все вопросы относительно того, на каких основаниях операторы работают сейчас. Напомним, срок действия лицензий всех операторов истек еще в I квартале 2014 г., однако тогда Минфин нашел законодательные лазейки и продлил его еще на год.

Впрочем, вряд ли возврат игорного бизнеса окажется прибыльным для государства. «Во-первых, стоимость лицензии очень высока и не все смогут ее купить. Во-вторых, в игорном бизнесе основной доход обеспечивают игровые автоматы. Поэтому для большего финансового эффекта нужно разрешить в казино также и их установку, а не только игорных столов», — говорит экс-президент Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса Сергей Третьяков. В-третьих, по его словам, сейчас военное время, фактические доходы граждан сокращаются, поэтому вряд ли стоит рассчитывать на большие вливания средств со стороны населения в азартные игры.

Еще одна причина, по которой легализация может не состояться, — однобокость предложенных инициатив.

По мнению почетного президента юридической компании Jurimex Данила Гетманцева, из‑за неравных условий, в которых окажутся операторы негосударственных лотерей в отношении к госоператору, игорный бизнес может еще больше уйти в тень, а то и вовсе исчезнуть. «Для негосударственных операторов устанавливаются более жесткие условия лицензирования, над ними будет более пристальный контроль и грозить им будут более высокие санкции, чем национальному организатору», — полагает эксперт. Нацоператор получит не только около $ 50 млн из госбюджета на организацию лотерейной деятельности, но и право самостоятельно перераспределять рынок гослотерей. Он будет заключать договоры с другими профучастниками и по сути получит возможность самостоятельно решать, кому и на каких условиях работать, прогнозирует Гетманцев. «Отсутствие в законопроектах требований к этим договорам позволяет в ручном режиме контролировать других операторов, а функции по надзору с помощью электронной системы за принятием ставок, выплатой призов, правильностью формирования призового фонда — полностью взять под контроль оборот средств на рынке гослотерей», — утверждает собеседник издания. Такой механизм, по его мнению, может оказаться дополнительной площадкой для коррупции.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама