Економіка

регулирование

Таксистам выставят счет за работу без лицензии. С диспетчеров спросят за качество услуг

Министерство инфраструктуры ищет способы вернуть бизнес таксоперевозок и диспетчерских служб в легальное русло. Как стало известно «Капиталу», ведомство завершило подготовку правок в закон об автомобильном транспорте, в котором контроль за качеством перевозок будет возложен на местные власти. Так, согласно изменениям в закон, организатором перевозок на такси будет орган городской или областной исполнительной власти. Он же определит условия перевозок на подконтрольной ему территории, устанавливая требования относительно лимитов на количество такси и к их внешнему виду. При этом порядок определения условий, которыми будут руководствоваться чиновники на местах, предстоит утвердить Кабинету министров после принятия предложенных изменений.

Наказать гривней

Анонсируя реформу рынка такси, министерство своим проектом закона предлагает сохранить контроль на центральном уровне, оставив для таксистов лицензии. При этом местные власти будут выдавать так называемые лицензионные карточки. Перевозка пассажиров без таких документов обойдется таксистам от 500 до 700 необлагаемых минимумов доходов граждан — 8,5‑11,9 тыс. грн. Подобные штрафы грозят и диспетчерским службам, которые будут сотрудничать с нелегальными перевозчиками, передавая им заказы.

Этот вариант реформы таксоперевозок кардинально отличается от того, что еще год назад инициировало министерство. Тогда хотели заменить лицензии на бессрочные разрешения, как для самих таксистов, так и для информационно-диспетчерских служб. Согласно редакции изменений годовой давности, стоимость лицензий в первый год вступления в силу закона была предложена в размере одной минимальной зарплаты (сейчас 1218 грн). Тогда как в последующие годы она увеличивалась и варьировалась в зависимости от города. К примеру, в Киеве предлагалось установить плату за лицензию в десять минимальных зарплат (12  180 грн).

Лоббистские ассоциации таксистов воспротивились инициативе. Они опасались, что такие нововведения приведут к монополизации рынка и впоследствии невозможности выхода на него новых игроков. Всего же, по данным Мининфраструктуры, в стране «таксует» более 200 тыс. человек с ежегодным оборотом рынка в 20 млрд грн. Причем только 15 % из них работают легально, тогда как остальные — в «тени».

«Кроме того, из числа информационно-диспетчерских служб, деятельность которых в подавляющем большинстве случаев неразрывно связана с услугами такси, только 10 % зарегистрированы в законодательном порядке в качестве субъектов хозяйствования», — уточняют в ведомстве. Такое состояние дел чиновники из министерства объясняют тем, что до сих пор нет четких законодательно установленных рамок отношений диспетчерских служб и перевозчиков.

Нынешний вариант законопроекта предусматривает работу таксистов и диспетчеров на договорных основаниях. Помимо этого, отсутствует контроль со стороны государства за работой рынка, признают в Мининфраструктуры. «Укртрансинспекция и Госавтоинспекция ввиду отсутствия полномочий в отдельных случаях не имеют возможности применять штрафные санкции», — сказано в пояснительной записке к законопроекту. Впрочем, даже размер действующих штрафных санкций не создает сдерживающего эффекта для нелегалов, тогда как штрафов для информационно-диспетчерских служб вообще не предусмотрено.

Езда с барьерами

В процессе реформы, предложенной Мининфраструктуры, количество игроков на рынке может существенно сократиться. Ссылаясь на опыт европейских стран и США, в министерстве подчеркивают необходимость лимитирования количества такси, работающих в том или ином населенном пункте. «Это позволяет избежать хаоса в развитии рынка и порой нездоровой конкуренции, а кроме того — предоставлять услуги по единым стандартам», — уточняют в министерстве.

Впрочем, по мнению председателя общественной организации «Украинское такси» Леонида Бойко, такой подход несет определенные коррупционные риски. «Если хотят передать регулирование на места, то пусть делают это прозрачно, проводя параллельно административную реформу и борясь с коррупцией», — подчеркнул он. В беседе с «Капиталом» Бойко отметил, что этот законопроект министерство не обсуждало с профильными ассоциациями. «В министерстве, после того как туда пришли новые люди, перестали собирать рабочие группы с участием представителей от рынка», — говорит собеседник.

По мнению председателя правления всеукраинской общественной организации «Украинская таксомоторная ассоциация» Андрея Антонюка, вводить квотирование на такси станет возможным не ранее чем через 3‑5 лет — к тому моменту рынок станет более прозрачным. При этом эксперт убежден, что министерству следует разработать шаблоны требований как к автомобилям такси, так и к субъектам хозяйствования, на основании которых местные власти будут выдавать лицензионные карточки. Таким образом, по его мнению, удастся предотвратить возможные злоупотребления на местах. Кроме того, уточняет Антонюк, следует усилить контроль за выполнением требований к таксистам и диспетчерским службам после того как изменения в закон будут приняты.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама