Бізнес

госрегулирование

Мининфраструктуры предлагает заменить таксистам лицензии на бессрочные разрешения

Мининфраструктуры предлагает заменить таксистам лицензии на бессрочные разрешения
Предложенный Мининфраструктуры законопроект — это уже четвертая попытка урегулировать рынок такси только за последний год
Фото: Ирина Горбасева

Министерство инфраструктуры обнародовало законопроект о перевозках на такси.

Его принятие позволит установить контроль над рынком таксомоторных перевозок и усилить ответственность информационно-диспетчерских служб, деятельность которых на сегодняшний день законодательно не урегулирована.

В пояснительной записке к документу сказано, что действующая система обмена заказами между диспетчерскими службами фактически монополизирует рынок. В связи с этим законопроект предусматривает обязательное заключение договоров между таксистами и диспетчерами, а также ограничивает их сотрудничество — не больше одного оператора для одного такси.

По мнению председателя правления Украинской таксомоторной ассоциации Андрея Антонюка, это не что иное как ограничение предпринимательской деятельности.

«Министерство хочет обязать перевозчиков работать с диспетчерскими службами, то есть обязать платить комиссию. По сути, их загоняют в посреднические услуги, которые будет предоставлять непонятно кто», — считает он.

Плата за проезд

Еще одно предложение, сделанное Мининфраструктуры — поэтапное увеличение стоимости разрешений на работу, которые заменят лицензии. Все разрешения предприниматели обязаны будут регистрировать в едином госреестре разрешений в сфере перевозок на такси, внося данные о государственном номере автомобиля и номер разрешения на осуществление информационно-диспетчерской деятельности пунктом, с которым у перевозчика заключен договор.

В первый год после вступления закона в силу размер платы за право осуществлять таксоперевозки будет равен минимальной зарплате (сейчас 1147 грн). Уже через год стоимость лицензий будет варьироваться в зависимости от города. К примеру, в Киеве она составит десять минимальных зарплат, в Днепропетровске, Донецке, Львове, Одессе и Харькове — девять, в Симферополе и Севастополе — семь. В остальных городах и районах — пять минимальных зарплат. Еще через год стоимость разрешений во всех населенных пунктах вырастет в пять раз.

Это значит, что в Киеве при сохранении нынешнего размера минимальной зарплаты разрешение будет стоить 57,3 тыс. грн в год, в Днепропетровске, Донецке, Львове, Одессе и Харькове — 51,6 тыс. грн, в Симферополе и Севастополе — 40,1 тыс. грн, в любом другом городе — 28,6 тыс. грн.

При этом разрешение на такси предоставляет право использовать лишь одно транспортное средство. Это значит, что, например, при наличии автопарка в 20 машин предприниматель должен будет получить 20 соответствующих разрешений.

По мнению председателя Профессионального союза таксистов Украины Василия Попика, для легальных перевозчиков ровным счетом ничего не изменится, так как предложенная стоимость разрешения, которая будет действовать в первый год после вступления закона в силу, соответствует сегодняшней лицензионной плате — одна минимальная зарплата.

«Через год цена разрешения существенно возрастет, но мы это воспримем нормально. Когда такой документ стоит больших денег, соответственно, тот, кто за него платит, бережет его и четко выполняет лицензионные условия», — считает Попик.

Конфликт интересов

По мнению председателя общественной организации «Украинское такси» Леонида Бойко, предложенная стоимость разрешений и то, как их планируют выдавать, говорит о явном намерении чиновников «приватизировать» рынок такси. «Согласно законопроекту, разрешение — бессрочный документ.

57,3

тыс. грн

будет стоить разрешение на перевозку пассажиров в такси в Киеве через три года при сохранении нынешнего размера минимальной зарплаты в 1147 грн

Это говорит о том, что субъект предпринимательства, который купит разрешение в том году, когда вступит в силу закон, за одну минимальную зарплату сможет его использовать хоть сто лет», — отметил Леонид Бойко. При этом эксперт подчеркнул, что с по­этапным повышением стоимости через год-два разрешения станут недоступными для тех, кто впервые захочет заняться частным извозом.

«А поскольку сам документ не привязывается к машине, а только регистрируется через госреестр, возникает новый вид деятельности — сдача разрешений в аренду», — добавил Леонид Бойко. С ним согласен и Андрей Антонюк. По его словам, в министерстве пытались лоббировать подобного рода инициативы еще в прошлом году, накануне Евро-2012. Но тогда документ был раскритикован еще на этапе согласования с министерствами и ведомствами.

Мнения профильных ассоциаций относительно документа кардинально отличаются. По словам Василия Попика, профсоюз на 80 % согласен с теми изменениями, которые министерство предлагает для рынка.

Едва ли не основное опасение у него вызывает тот факт, что органы местного самоуправления получат право выдачи разрешений. В союзе таксистов считают, что это автоматически приведет к коррупционным злоупотреблениям на местах.

«Чтобы не дать шансов коррупции, мы будем изучать каждую букву в документе, чтобы механизм получения разрешений был простым и прозрачным и основывался на заявочном принципе», — добавил профсоюзный деятель. Как рассказал «Капиталу» чиновник из аппарата Мининфраструктуры, принимавший участие в работе над законопроектом, перевозчикам не стоит делать поспешных выводов относительно их документа.

«У нас есть еще месяц, чтобы выслушать все замечания и предложения. Документ обнародован для обсуждения, и в него еще могут вноситься коррективы», — сказал собеседник из министерства.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама