Интересы

фестиваль

Невыносимый ужас бытия. Итоги кинофестиваля в Локарно: долой жанровые рамки

Невыносимый ужас бытия. Итоги кинофестиваля  в Локарно: долой жанровые рамки
«Золотого гепарда», главный приз 66-го Международного кинофестиваля в Локарно, получил испанский кинорежиссер Альберт Серра за картину о Казанове и Дракуле
Фото: EPA

66‑й Международный кинофестиваль в Локарно завершился убедительной победой китча и попыткой упразднить жанровость в кино. Главный приз одного из самых старых и значимых кинофорумов мира достался испанскому режиссеру Альберту Серра за фильм «История моей смерти» о встрече Казановы и графа Дракулы.

Фестиваль в швейцарском Локарно по праву считается наиболее весомым кинособытием после Каннского, Венецианского и Берлинского. Причем в последние годы тот же Каннский, по красной дорожке которого дефилируют не только любимцы поклонников авторского кино, но и голливудские звезды, все чаще становится объектом критики. Так, получивший в этом году почетный «Золотой леопард» за заслуги перед кинематографом грузинско-французский режиссер Отар Иоселиани (кстати, свой последний фильм «Шантрапа» мэтр и живой классик снимал в Украине при поддержке украинской кинопродюсерской компании) от души прошелся в своей речи по ударившимся в коммерциализацию Каннам. По его словам, локарнский фестиваль остался чуть ли не последним оплотом кино как искусства.

Программа нынешнего кино­смотра отчасти подтверждает слова Иоселиани. Новый программный директор фестиваля Карло Шатриан, раньше заведовавший там ретроспективами, убежден, что у кино не должно быть границ — в том смысле, что ему тесно в жанровых рамках. Кроме того, он стремится к тому, чтобы фестиваль перестал быть «гетто для киноманов», и отбирает для показов также зрительские развлекательные ленты, а не только рафинированные картины «не для всех». Впрочем, большинство из 300 фильмов, показанных в Локарно, это молодое экспериментальное кино. Тут и романтическая комедия с элементами порно «Влажные места» немца Давида Внендта, и «Варварские страны» супругов-режиссеров Ерванта Джаникяна и Анджелы Риччи-Лукки — попытка стереть границу между игровым и документальным кино. Нашлось в программе место и видеоинсталляциям на грани между кино и рефлексией вроде «Выставки» Джоанны Хогг, и японской фантастике на тему странностей современных людей, которые путают реальность с виртуальным миром  — «Реал» Киеси Куросавы.

Триумфатором фестиваля этого года стал Альберт Серра, которого критики называют «гением нового времени». В «Истории моей смерти» он смешал в единое целое гротеск, реализм и мистику. Его ставший пенсионером Казанова ведет себя довольно непристойно на экране — физиологичность и натуралистичность в картине зашкаливают и завораживают одновременно. Зато жизнь вышедшего в тираж великого любовника в трактовке Серры заканчивается весьма оригинально — кровавой встречей с Дракулой. Испанский режиссер, снимавший раньше «религиозное кино», проповедует фанатичную любовь к форме — в его фильме скрупулезно выстроенная картинка и нагнетание атмосферы главенствуют над содержанием, уступая ему место лишь во второй части картины. Эту киноработу, пожалуй, можно считать символом завершившегося фестиваля и подтверждением тенденции в авторском кино, рвущемся из рамок жанров.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама