Бізнес

агропром

Припортовые зерновые терминалы переполнены. Трейдеры будут вынуждены продавать зерно подешевле, чтобы избежать коллапса

В припортовых перевалочных пунк­тах накопилась критическая масса запасов зерновых, предназначенных для экспорта, рассказал «Капиталу» аналитик зернового рынка ИА «АПК-Информ» Андрей Купченко.

Объемы зерновых грузов в хранилищах портовых терминалов Украины составляет около 2 млн т, из которых более 60 % — пшеница, 21 % — ячмень и около 17 % семян рапса, отмечает эксперт.

«Такие запасы для портов являются критичными уже сейчас. Еще остались запасы прошлогоднего урожая, оценить которые сложно. Новые партии экспортного зерна в скором времени некуда будет грузить, нам необходимо активизировать экспортные отгрузки», — говорит он.

Цены тормозят экспорт

Причиной застоя зерна в порту руководитель аналитической службы «АПК-Информ» Родион Рыбчинский называет нестабильную ценовую ситуацию на рынке зерновых, вызванную высоким урожаем.

Как уже писал «Капитал», цены на пшеницу и кукурузу в ожидании прогнозируемого рекордного урожая упали по сравнению с прошлогодними показателями на 15‑20 %. Начальник отдела логистики компании-трейдера «Гермес-Трейдинг» Вячеслав Сорокун отмечает, что несколько месяцев назад пшеница отгружалась по $ 250 за тонну на условиях CPT (с учетом стоимости доставки), сейчас — максимум $ 230‑235 за тонну.

По оценкам аналитиков «АПК-Информ», в текущем периоде экспортный потенциал зернового рынка Украины может составить 30,4 млн т, а объем экспорта всех насыпных грузов этой группы — зерновых, масличных и сыпучих продуктов их переработки — 39 млн т. Для реализации таких объемов насыпных грузов на внешние рынки среднемесячный экспорт должен быть обеспечен на уровне 3,3 млн т, в том числе через порты — 3 млн т, говорит Рыбчинский.

«С учетом сезонных колебаний в пиковые месяцы отгрузки должны быть обеспечены на уровне 3,9 млн т, в том числе через порты — 3,6 млн т», — уверен эксперт.

«Но уже сегодня, через полтора месяца с начала нового сезона, темпы экспорта ниже расчетных показателей: на 20 августа общий объем экспорта насыпных грузов из Украины составил около 3,5 млн т, из которых 2,7 млн т зерновых, 0,6 млн т масличных, 0,2 млн т продуктов переработки», — отмечает Андрей Купченко.

В то же время, согласно расчетным данным аналитиков, для успешной реализации экспортного потенциала за данный период Украина должна была поставить на внешние рынки 5,5 млн т насыпных грузов.

Терминалы загружены под завязку

Наиболее загружены сейчас портовые терминалы Одесской области, где хранится более 60 % грузов зерновых — 1,1‑1,2 млн т. Еще около четверти запасов — более 500 тыс. т — сосредоточено на терминалах Николаевской области.

«Такие объемы запасов зерновых грузов являются критическими для портовых терминалов и могут повлиять на эффективность их работы в дальнейшем», — считает Андрей Купченко.

Мощность припортовых элеваторов в Одесской области — 1,4 млн т, то есть если отгрузки не начнутся в ближайшее время, порты могут отказаться и вовсе заблокированными, говорит Купченко. Аналогичная ситуация, по его словам, в Николаевском порту: «При мощности единоразового хранения 627 тыс. т зерна здесь уже накоп­лено под 600 тыс. т».

Вариант погрузки судна через элеватор уже не рассматривается, поскольку зерно уже негде накапливать, отмечает Андрей Купченко.

Подтверждают перегруженность припортовых терминалов в портах и трейдеры.

«Терминалы очень сильно перегружены, это правда», — говорит Сорокун из «Гермес-трейдинга». Его компания, по его словам, планировала завершить отгрузку урожая в порт максимум до 20 августа, однако сейчас отгружено только 60 вагонов, еще 150 ожидают очереди, пока освободится место.

Аналогичная ситуация, говорит Сорокун, и у крупнейшего зернотрейдера — компании «Нибулон». «Терминал «Нибулона» не то чтобы стоит, но отгрузку я остановил в августе из‑за неподхода лодки. Там лодка не подошла, не смогла загрузиться», — отмечает он.

В Министерстве аграрной политики и продовольствия критичность ситуации опровергают.

«Загружены 27 судов, на которых 500 тыс. т зерна, и они готовы к отправке. Еще около двух млн т накоплено в припортовых элеваторах. Экспорт идет стабильно, никаких сбоев не происходило», — ответили «Капиталу» на официальный запрос в пресс-службе министерства. В Ассоциации портов на запрос «Капитала» не ответили.

Экспорт активизирует кукуруза

Разгрузка перевалочных припортовых мощностей должна произойти в течение ближайших двух недель, говорит Андрей Купченко.

«Иначе нам некуда будет девать кукурузу, урожай которой ожидается рекордным», — говорит он. Аналитик прогнозирует, что в ближайшее время трейдерам придется сбывать зерно за рубеж по ценам спроса. Вячеслав Сорокун отмечает, что «Гермес-Трей­­динг» готов пойти по такому пути.

«У нас принцип работы такой: как только товар продан на условиях CPT, CIF или FOB, мы стараемся быстренько выгружать зерно из элеватора на терминал в порт и отгружать по максимуму», — отмечает он.

Эксперт добавляет, что в течение недели могут созреть ранние сорта кукурузы, и тогда трейдерам не останется ничего другого, кроме как отгружать пшеницу по минимальной цене, если собственные элеваторные мощности не позволяют его хранить.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама