Экономика

транспорт

Государственная продовольственно-зерновая корпорация намерена купить 2 тыс. зерновозов. Приоритет могут получить китайские вагоны

Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) намерена приобрести 2‑3 тыс. вагонов-зерновозов для собственных потребностей. Об этом заявил заместитель главы правления ГПЗКУ Роман Насиров в ходе Украинского форума транспортной инфраструктуры.

По его словам, собственные вагоны нужны, чтобы вовремя перевозить необходимые объемы зерновых, поскольку тех, что предоставляет «Укрзалізниця», недостаточно. Покупка обойдется компании приблизительно в $ 200 млн. ГПЗКУ рассматривает несколько предложений, в частности приобретение китайских или украинских вагонов, а также комбинированный вариант, но еще не решила, у кого будет приобретать зерновозы, подтвердил Роман Насиров.

Китайский вариант

Представитель ГПЗКУ отметил, что для приобретения китайских вагонов у корпорации есть необходимые финансовые средства. Напомним, Министерство аграрной политики и продовольствия еще в июле 2012 г. договорилось с Экспортно-импортным банком Китая о $ 3 млрд инвестиций в приоритетные аграрные проекты Украины, в том числе на развитие логистической инфраструктуры.

Под эти инвестиции в августе прошлого года Кабмин предоставил государственные гарантии. В феврале 2013 г. ГПЗКУ получила первый транш кредита в размере $ 1,5 млрд на закупку в этом году и дальнейшую отправку в Китай 4 млн т зерна (по форвардным и спотовым контрактам).

50‑70 % от потребности были обеспечены заявки зернотрейдеров вагонами в пиковые месяцы транспортировки урожая в 2012 г.

По словам Романа Насирова, в случае покупки вагонов в Китае их сертификация займет около трех лет. «Это сложное техническое производство, которое должно быть сертифицировано, чтобы техника могла ездить в Украине и, может быть, в России», — добавил он.

Старший аналитик инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко говорит, что сертификация китайских вагонов — очень сложный вопрос. «Если стороны будут заинтересованы, то, возможно, им позволят сертифицировать вагоны для использования на украинском рынке.

Но если китайские вагоны должны будут иметь сертификацию еще и на рынке СНГ, могут возникнуть дополнительные сложности», — уточнил эксперт. Дело в том, что Россия уже в течение многих лет ограничивает импорт китайской продукции на свой рынок.

Украинский вариант

По словам Алексея Андрейченко, украинские вагоностроительные заводы располагают достаточными мощностями для выполнения заказов и их продукция пользуется популярностью в странах СНГ. Четыре вагоностроительных предприятия в Украине в этом году произвели 3224 зерновоза, что составляет 87 % от общего производства в странах СНГ.

Вместе с тем Алексей Андрейченко напомнил, что сейчас рынок перенасыщен грузовыми полувагонами, поэтому многие производители пытаются вклиниться в рынок производства зерновозов. «Азовмаш» в 2012 г. получил сертификацию на производство зерновозов, поэтому если будут проходить открытые тендеры, эта компания тоже может принять в них участие», — подтвердил собеседник.

В этом году в странах Содружества наблюдается пик спроса на зерновозы за последние десять лет. По прогнозам аналитика, в 2013 г. в СНГ будет закуплено около 6 тыс. зерновозов. Для сравнения: в прошлом году было куплено в два раза меньше. Стоимость одного отечественного вагона-зерновоза составляет $ 67‑68 тыс. без НДС.

«Укрзалізниця» не справляется

По данным «Укрзалізниці», ее рабочий парк зерновозов сейчас насчитывает 11 тыс. вагонов, которых достаточно для перевозки 2,5 млн т зерна ежемесячно и более 30 млн т зерна в год. Зернотрейдеры неоднократно заявляли, что имеющегося в распоряжении монополиста парка зерновозов недостаточно и он давно не обновлялся. При этом в распоряжении частных компаний зерновозов практически нет.

Минагрополитики ожидает, что в этом году урожай зерновых составит около 58 млн т против 46,2 млн т в прошлом году. К тому же может быть экспортировано свыше 30 млн т. Роман Насиров прогнозирует, что в течение следующих пяти лет валовый урожай зерновых вырастет до 70 млн т, из которых 40 млн т пойдет на экспорт.

Заместитель главы правления ГПЗКУ полагает: чтобы решить проблему с дефицитом подвижного состава, в течение пяти лет необходимо закупить около 7 тыс. вагонов-зерновозов и обновление парка, по оценке эксперта, обойдется в $ 550‑600 млн.

Ранее президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко заявил, что для обеспечения экспорта при прогнозируемом урожае в 53‑55 млн т отечественным зернотрейдерам необходимо 12,5 тыс. зерновозов, тогда как их заявки на вагоны в пиковые месяцы прошлого года — сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь — удовлетворялись лишь на 50‑70 %.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама