Бизнес

табак

Продажи легальных табачных изделий упали до рекордного показателя. Производители винят в этом подделки

Продажи легальных табачных изделий упали до рекордного показателя
Украинцы все чаще отдают предпочтение более дешевым нелегальным сигаретам
Фото: Алексей Солодунов

В третьем квартале 2013 г. объем украинского рынка сигарет упал на 14 % до 20,1 млрд штук по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в отчете компании Philip Morris International Inc. (PMI).

Это самое большое падение за последние три года. Факт рекордного снижения продаж подтверждают и другие игроки украинского табачного рынка — компании «JTI Украина», «Imperial Tobacco Украина» и «BAT Украина».

В январе-августе 2013 г., по данным Государственной службы статистики, производство сигарет в Украине сократилось на 15,5 % до 55,896 млрд штук по сравнению с январем-августом 2012 г. При этом, по информации Министерства доходов и сборов, в августе Украина экспортировала сигареты на сумму $ 25,84 млн, импорт составил $ 7,91 млн.

Подделки теснят легальный товар

Нелегальный рынок сигарет растет, что влияет на легальные продажи, говорит директор отдела корпоративных вопросов компании «JTI Украина» Александр Когут. По данным компании TNS, доля поддельных табачных изделий сейчас составляет около 10 % по сравнению с 6,6 % в начале года.

Доля нелегальной продукции увеличивается из‑за отмены в начале прошлого года уголовной ответственности за производство контрафактной продукции, считает менеджер по связям с общественностью компании «Imperial Tobacco Украина» Наталья Миколаенко.

Как отмечается в отчете Philip Morris, к падению рынка также привело налоговое бремя. Напомним, с начала текущего года ставка акциза за одну тысячу сигарет с фильтром выросла на 46,96 % — до 162,6 грн, на сигареты без фильтра — с 49,48 грн до 72,70 грн. С 1 сентября вступили в силу новые акцизные марки на алкогольные напитки и табачные изделия. Цены на них выросли в 2,3 раза до 0,14 грн за марку.

Нелегальными сигаретами торгуют в основном на открытых рынках или с рук, говорит менеджер по корпоративным связям компании «BAT Украина» Ирина Куринная.

Требования ужесточаются

Миндоходов намерено ужесточить борьбу с поддельной табачной продукцией. «Задание первое — это ликвидация нелегального производства табачных изделий. Это перво­очередная задача, решением которой мы сегодня занимаемся. Ведь если посмотреть на структуру акцизного сбора по стране, 70 % [всех поступлений] — от табачных изделий», — отметил на заседании Европейской бизнес ассоциации министр Александр Клименко.

По данным Миндоходов, за 8 месяцев 2013 г. в общий фонд госбюджета поступило 12,3 млрд грн акцизного налога с произведенных в Украине табачных изделий. Это на 15,2 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Бумажные акцизные марки (качество их защиты было улучшено в сентябре текущего года. — «Капитал») будут эффективными только в кратко­срочном периоде, считает директор отдела корпоративных вопросов компании «JTI Украина» Александр Когут.

«В долгосрочной перспективе необходима технология, которая позволит контролировать объемы производства и реализации табачной продукции, следить за ее оборотом, контролировать полноту начисления и уплаты акцизного налога», — говорит он и добавляет, что сейчас Миндоходов работает над внедрением электронной системы Codentify.

Электронные марки

Система электронных акцизных марок Codentify — это IT технология, позволяющая контролировать движение табачной продукции, маркированной этими кодами. На пачку сигарет в процессе производства наносится уникальный шифр, который состоит из двенадцати зашифрованных кодов из букв и цифр, так называемых электронных марок.

В каждом коде зашифровывается информация о дате, времени и месте производства, максимальной розничной цене, начислении акцизного налога и т. д.

«С помощью электронной марки контролирующие органы, представители сферы торговли и потребители смогут в любой момент проверить аутентичность или маршрут перемещения табачной продукции по цепи поставок (производитель — оптовая торговля — розничная торговля)», — констатирует Александр Когут.

Александр Клименко заявил, что тестирование автоматических электронных систем состоится в ноябре. Внедрение этой системы для продукции компании «Imperial Tobacco Украина» Наталья Миколаенко оценивает в $ 5 млн.

Внедрение новой системы, уверяет она, не приведет к росту цен на сигареты. Система будет внедрена единоразово, и расходные материалы для нее, как для бумажных марок, приобретать не нужно.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама