Технологии

интернет

Вопреки предписанию властей, Google продолжает собирать персональные данные украинцев, не уведомляя их об этом

Вопреки предписанию властей, Google продолжает собирать персональные данные украинцев, не уведомляя их об этом
Персональные данные — это цена, которую пользователь платит Google за использование ее сервисов
Фото: Евгений Мусиенко

Среди 14 интернет-компаний, проверенных Госслужбой по защите персональных данных в апреле-июне текущего года, только одна не смогла выполнить предписание ведомства в срок, до 17 октября. Об этом «Капиталу» сообщил экс-глава ведомства Алексей Мервинский.

Время — деньги

По его словам, украинская «дочка» американской корпорации Google попросила дать ей больше времени в связи с тем, что свои действия она вынуждена согласовывать с американским офисом. Сколько времени дополнительно выделили Google, Алексей Мервинский не знает — с 18 октября он не работает в госслужбе. И. о. главы ведомства Лилия Олексюк также не смогла ответить на этот вопрос, так как она еще «не успела вникнуть во все детали».

Согласно предписанию, компания всего лишь должна была разместить у себя на сайте информацию о том, что собирает данные пользователей и передает их третьим лицам, рассказывает Алексей Мервинский. Информация о пользователях в дальнейшем часто используются для показа рекламных объявлений.

«Некоторые компании (например, ООО «Корреспондент») сделали это уже в процессе проверки, другие дождались предписаний и только потом устранили нарушения. Но случай Google уникален», — говорит собеседник. Почему украинское представительство Google заняло такую позицию, его руководитель Дмитрий Шоломко сказать не смог.

Невыполнение предписания грозит компании штрафом в размере около 8 тыс. грн. Но за нарушение законодательства, если его факт подтвердится в суде, предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Директор агентства мобильного маркетинга LEАD9 Назар Грынык прогнозирует: если Google согласится на условия украинских властей, то на ее рекламные доходы, как и на посещаемость, это не повлияет.

По оценкам управляющего партнера агентства PlusOne DA Максима Саваневского, общий объем украинского рынка контекстной рекламы в 2012 г. составил около 600 млн грн, а Google заняла на нем долю в 50-60%. Таким образом, заработки американской корпорации в Украине могли составить до $45 млн.

$ 45 млн в 2012 г. могла составить выручка украинского Google, который занимает половину рынка

По словам Алексея Мервинского, проблемы с адаптацией к украинскому законодательству в сфере защиты персональных данных возникают у многих американских компаний. В начале октября на своей странице в Facebook он разместил открытое обращение с просьбой объяснить, кому и с какой целью эта соцсеть передает данные о посещенных им сайтах.

«Теоретически можно отключить в браузере cookies, но в таком случае теряешь доступ к контенту вообще», — добавил эксперт. Ответа от Facebook ни госслужба, ни ее руководство, по данным «Капитала», не получили. Сбор и анализ cookies позволяет Facebook предлагать своим пользователям таргетированную рекламу, которая привлекает рекламодателей. Прошлогоднюю выручку Facebook Максим Саваневский оценивает в 10-20 млн грн.

Права без прав

В случае нарушения своих прав украинским пользователям довольно сложно повлиять на американских интернет-гигантов. «Пользователь, который считает, что его права нарушены, может пожаловаться только в американский суд. А это усложняет процедуру и требует немалых финансовых затрат», — объясняет председатель правления общественной организации «Международная ассоциация защиты неприкосновенности частной жизни и безопасности человека» Александр Микитюк.

Изменить ситуацию могло бы подписание Украиной соглашения с США, которое позволило бы украинцам решить подобные проблемы локально. На сегодняшний день такое право есть у жителей ЕС в рамках американско-европейского соглашения Safe Harbor («Безопасная гавань»).

В июле организация, которую представляет Александр Микитюк, даже отправила послу США в Украине Джеффри Р. Пайетту письмо, но официального ответа пока не получила. После получения официального ответа информация будет предоставлена украинскому правительству и всем заинтересованным сторонам.

Чтобы вступить в соглашение, Украине необходимо перевести общение с США по вопросу защиты персональных данных в официальную плоскость на уровне правительств стран. Как объяснил Александр Микитюк: «Украинское правительство должно отправить американскому запрос о том, что есть необходимость такого договора».

Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
женя хороший 22 октября 2013, 10:38

я вам даже завидую немножко, это как из песни-когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли, конфеденциальность любой сети это даже не миф а маразм

1
реклама
реклама