Бизнес

конфликт

В преддверии нового года поставщики продовольствия стараются изменить правила работы с ритейлерами. Сети сопротивляются

В преддверии нового года поставщики продовольствия стараются изменить правила работы с ритейлерами. Сети сопротивляются
Несговорчивые ритейлеры могут остаться без товаров крупных производителей продуктов питания
Фото: Алексей Солодунов

Противостояние между продовольственными ритейлерами и поставщиками продукции обострилось. Еще летом в одном из гипермаркетов «Ашан» появился плакат «Компания «Рошен» не хочет продавать свои товары дешевле, поэтому их тортов у нас нет».

Тогда заместитель директора корпорации Roshen Константин Май пообещал уточнить информацию, но запрос «Капитала» остался без ответа.

Один из топ-менеджеров розничной сети «Ашан», пожелавший сохранить анонимность, вчера пояснил изданию, что Roshen потребовала от всех ритейлеров продавать торты по ценам, которые будет устанавливать самостоятельно.

«У нас наценка меньше, чем в других сетях, поэтому мы просили разрешить нам более низкие цены», — пояснил он.

«Капитал» повторно обратился в пресс-службу Roshen за комментарием, но до сдачи номера в печать ответ так и не пришел.

Случаи бывают одинаковыми

Это не единственный крупный конфликт между поставщиками и ритейлерами. Как рассказали два представителя розничных сетей, крупнейший производитель яиц AvangardCo Олега Бахматюка на днях потребовал от ритейлеров сократить сроки расчетов за продукцию до 10 дней.

«Сейчас оплата производится через 15‑40 дней после даты поставки», — уточнил один из собеседников «Капитала» и добавил, что в противном случае производитель яиц грозится уйти из сети. Пресс-секретарь AvangardCo Лидия Сливоцкая прокомментировать эту информацию не смогла, а официальный запрос «Капитала» остался без ответа.

Перестали сотрудничать сеть АТБ и производитель охлажденной пиццы «Феликс». «Официальная причина — якобы отсутствие европейской системы сертификации качества. Но на встрече представитель АТБ намекал, что все проблемы можно решить, если мы увеличим маркетинговый бюджет», — говорит директор «Феликса» Татьяна Рачкова.

Она отметила, что за поставленную ранее продукцию ритейлер пока не рассчитался, поэтому она намерена подать в суд, если акты сверки не будут подписаны в ближайшее время.

Неиссякаемые споры

Споры между ритейлерами и поставщиками были всегда, но в этом году они ужесточились, говорит директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

«Это связано с уменьшением среднего чека», — поясняет эксперт. По словам соучредителя сети супермаркетов «Фуршет» Игоря Баленко, средний чек на покупку в супермаркете снизился с начала года на 5‑7 %, и между ритейлерами обострилась конкуренция за покупателей.

«Сейчас поставщики активно спорят с ритейлерами относительно отсрочек платежей, чтобы быстрее вложить деньги в оборот», — дополняет директор по корпоративным связям компании «Эфес» Валентин Бойницкий.

на 5‑7 % снизился средний чек в продовольственных магазинах с начала года

Сыграло свою роль в обострении противостояния ритейлеров и поставщиков и обнародование Антимонопольным комитетом итогов по расследованию о подорожании продуктов в 2010‑2011 гг., считает Алексей Дорошенко.

В комитете полагают, что торговые сети пользовались данными исследовательской компании AC Nielsen для координирования цен на рынке.

Именно это, по мнению ведомства, позволило увеличить количество платных услуг (маркетинговые бюджеты, плата за полку, организация дополнительных мест продаж и т. д. — «Капитал»), которые навязывались поставщикам, а также повысить цены на продукты питания на 20‑35 %.

Борьба ужесточится

Борьба за клиента ужесточится уже в ближайшие месяцы, уверен основатель компании Milkiland Анатолий Юркевич. Большинство поставщиков приступили к переговорам с сетями об условиях сотрудничества на следующий год, говорит Дорошенко.

«Ритейлерам необходимо сохранить обороты, поэтому они постараются выжать из поставщиков максимум», — говорит эксперт. Камнем преткновения, по его мнению, выступят так называемые маркетинговые бюджеты, которые сейчас составляют от 6 % до 10 % от объема продаж товаров поставщика в сети.

«Ритейлеры не заинтересованы в их уменьшении, поэтому поставщикам в лучшем случае удастся сохранить размеры отчислений на уровне текущего года», — говорит Дорошенко.

Особое внимание конфликтующие стороны уделят отсрочкам по платежам, прогнозируют эксперты. Производители продуктов питания и их представители постараются сократить отсрочку до 15‑60 дней, а ритейлеры будут настаивать на нынешних 60‑120 днях.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама