Отдых

выставка

Это знак

Это знак
Фото: Иван Черничкин

В «Я Галерее» открылась выставка Альбины Ялозы «По ту сторону», на которой представлено около 15 линогравюр, напечатанных на полотне. Использовав как отправную точку сакральные скульптурные изображения — Христа, Богоматери, херувимов и святых, — художница создала серию на библейскую тему, в которой переосмысливает узнаваемые образы, выстраивая 
их в очень личное и одновременно близкое зрителю повествование.

Альбина Ялоза, получившая фундаментальное образование графика в своем родном Харькове, уже долгое время живет в Одессе, постоянно выставляется в Украине и за рубежом, работая на стыке нескольких техник, создавая лаконичный, часто аскетичный по цвету, запоминающийся образ. Она была участником таких авторитетных художественных форумов, как NonStopMedia в Харькове (2003) и Одесская биеннале современного искусства (2010). В 2012 году в Национальном художественном музее Украины Альбина представила проект «Тишина» — серию пейзажей, в которой художница передала свое очень личное переживание некой постапокалиптической реальности. В целом для нее характерно обращение к тому, что привычно окружает нас в повседневности, — бытовые вещи (серия «Культ», 2011), ландшафты («Утраченный Рай», 2012), объединенные общим ощущением хрупкости, уязвимости, временности, непостоянства.

В новой серии «По ту сторону» она тоже отталкивается от конкретного предмета — это старая скульп­тура, увиденная и сфотографированная у реставраторов и антикваров, в частных коллекциях, давно оторванная от привычного окружения, иногда фрагментированная. Работая с этим материалом, Альбина Ялоза фиксирует его как свидетельство присутствия сакрального в нашей жизни, чего‑то очень реального, но в то же время связанного с бытием «по ту сторону». Как всегда, она не превращает серию в сухой реестр, таблицу элементов или инвентарную книгу. Это живое наблюдение за тем, как старые вещи, наполненные всем понятным смыслом, вдруг обретают дополнительное значение.

На изображениях разного размера — от нескольких десятков сантиметров до трехметрового полотна — разворачивается повествование, почти буквально следующее тексту Евангелия. Художница «прочитывает» его смысл в самих фрагментах доставшихся ей скульптур. Вот корпус Христа разделен пополам — на тело и кровь («Евхаристия»), вот фигурка Христа, оставшаяся от старой композиции Тайной вечери, становится центром «Крещения». «Пять хлебов» изображают на самом деле пять распятий, за которыми видны силуэты рыб, а «Вознесение» — это гигантская ступня и оставшиеся от статуй святых руки, расположенные по вертикали.

Название проекта возникло сначала как рабочее, чтобы охарактеризовать изображение отпечатков оборотной стороны антикварных ангелов — объемные с лицевой, они совершенно плоски с другой стороны («Плащаница»), и поэтому вместо пухлых детских лиц на линогравюре прочитываются только силуэты. Потом работы стали выстраиваться в рассказ, следующий основным евангельским сюжетам («Тайная вечеря», «Пятидесятница», «Пьета»), в котором изображение строится очень условно — снизу вверх или разделяется одно- или двуцветными полосами. Некоторый изначальный схематизм, использование фрагментов скульптур как некоего набора элементов, из которых художница своевольно выстраивает свое, — это и есть перечитывание Евангелия, это соединение исходного текста, сакральных объектов и техники печати, которая возвращает нас к самой идее текста как определенного набора букв на листе. Используя акрил на полотне как «подкладку» для линогравюры — изначально тиражной графической техники, тяготеющей к крупным, обобщенным формам, художница создает некий метафизический фон для своих тонких графических рефлексий, каждая из которых уникальна.

Проект «По ту сторону» — о том, что такое память и как она устроена. Обращаясь к универсальным темам, Альбина Ялоза показывает, как произвольно мы выстраиваем свой смысл и переживание общезначимых понятий по осколкам и фрагментам прошлого. Пропущенные сквозь фильтры фотографии и линогравюры, изначально объемные сакральные предметы, увеличенные, часто показанные с изнанки, утратившие связь с первоначальным местом и предназначением, превращаются, по сути, в знаки. Они выстраиваются художницей в очень личное высказывание, которое становится понятным каждому благодаря объединяющему полю христианской культуры и общей памяти.

 

Киев, «Я Галерея», до 12 января

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама