Ученые признали, что вернуть жизнь на Марс невозможно

Ученые признали, что вернуть жизнь на Марс невозможно

На Марсе нет достаточного количества углекислого газа, чтобы создать плотную атмосферу и теплый климат. И даже те объемы вещества, что можно было бы направить на эти нужды, невозможно извлечь с помощью современных технологий. Такие неутешительные выводы изложены в научной статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy Брюсом Якоски (Bruce Jakosky) из Колорадского университета в Боулдере и Кристофером Эдвардсом (Christopher Edwards) из Университета Северной Аризоны.

Атмосферное давление на Красной планете составляет лишь 0,6% от земного. Вдобавок там очень холодно: даже летом и на экваторе температура не поднимается выше нуля по Цельсию. Большинство проектов по терраформированию Марса сходятся на том, что нужно обеспечить планете изменение климата, организовав на ней парниковый эффект. А для этого необходимо увеличить количество нужных газов в атмосфере.

«Двуокись углерода и водяной пар являются единственными парниковыми газами, которые могут присутствовать на Марсе в достаточном количестве, чтобы обеспечить значительное потепление за счет парникового эффекта», — объясняет Якоски.

Атмосфера Марса состоит из углекислого газа (CO2) на 95%. Но газовая оболочка Красной планеты слишком тонкая для того, чтобы вызвать парниковый эффект. Что же до водяного пара (H2O), он присутствует и вовсе в следовых количествах. Основные запасы обоих веществ ныне сосредоточены в грунте и полярных шапках планеты. Оптимисты предлагают каким-то образом вернуть их в атмосферу.

Ученые из США оценили реалистичность этих планов, опираясь на данные, собранные космическими зондами за последние 20 лет. Состав полярных шапок и марсианской коры был выяснен благодаря аппаратам MRO и Mars Odyssey, а утечку атмосферных газов в космос оценили с помощью орбитальной обсерватории MAVEN.

«Эти данные содержат новую существенную информацию об истории легко испаряемых (летучих) веществ, таких как CO2 и H2O, на планете, обилии летучих веществ, запертых на поверхности и под поверхностью, и потерях газа из атмосферы в космос», — говорит Эдвардс.

Авторы полагают, что газовой оболочке Марса нужно столько углекислого газа, чтобы его давление было равно общему атмосферному давлению на Земле. Это позволит воде на поверхности планеты существовать в жидком состоянии. Без этого пытаться испарять водяной лед бессмысленно: пар будет, что называется, замерзать на лету. Ученые последовательно рассмотрели все возможные источники CO2 и рассчитали, сколько спасительного вещества в них содержится.

Согласно этим подсчетам, испарение полярных шапок позволит поднять давление лишь до 1,2% земного. Следующий источник — это пылевые частицы в марсианском грунте на небольшой глубине. Однако мобилизация этого CO2 даст лишь 4% необходимого давления, даже если «ободрать» всю планету на стометровую глубину.

Третьим резервуаром могли бы стать залежи углеродосодержащих минералов. Их точные запасы неизвестны, но, по оценкам авторов, и они дадут менее 5% нужной величины, если исходить из доступных для добычи глубин залегания. Наконец, клатраты, в которых молекулы CO2 внедрены в кристаллы водяного льда, тоже дали бы менее 5% необходимого давления.

Не исключено, что на глубинах, недоступных для орбитального зондирования, скрываются большие запасы углерода. Однако их добыча потребует технологий послезавтрашнего дня.

Не менее фантастическими оказались и проекты по бомбардировке Красной планеты кометами и астероидами, содержащими большие запасы воды и углерода. По расчетам авторов, для достижения цели потребуется много тысяч подобных тел.

«Терраформирование Марса с использованием современных технологий невозможно», — делает неутешительный вывод Якоски.

Дело в том, что планета безвозвратно потеряла основную массу летучих веществ. Когда-то Марс имел плотную атмосферу и океаны, но низкая гравитация и отсутствие магнитного поля предрешили его судьбу. Атмосферные газы были унесены в пространство солнечным ветром. К слову, этот процесс продолжается и сейчас.

Озвучивались предложения остановить эту утечку искусственным магнитным полем и подождать, пока вулканы сами наполнят атмосферу Марса. Но, по оценкам авторов, вулканической деятельности потребуется 10 миллионов лет только на то, чтобы удвоить нынешнюю газовую оболочку.

Превратить Красную планету в зеленую не получится. Максимум, на который может рассчитывать человечество в обозримом будущем — создание отдельных обитаемых баз.