Мнения

финансы

Что принесут гражданам изменения в валютном законодательстве

Что принесут гражданам изменения в валютном законодательстве

19 марта в парламенте появился новый проект закона «О валюте», инициированный президентом Украины. По моему мнению, сам проект не несет больших нововведений, а лишь закрепляет сложившуюся практику отношений на валютном рынке. Однако, проект закона «О валюте» может оказаться первым шагом к либеральному валютному рынку, свободной конвертации гривны и беспрепятственному движению капитала.

Чудес не бывает

Нормативные изменения по-прежнему оставляют гривну единственным законным средством платежа на территории Украины и ограничивают расчеты между гражданами в иностранной валюте. Так же, как и сейчас, без посменного декларирования через границу граждане смогут перевозить эквивалент до 10 000 евро. В процессе экспертных дискуссий не раз слышал призывы существенно снизить эту сумму до 2-5 тыс. евро, что было бы выгодно банкам. Но, честно говоря, изменение этого порога, например, для отдыхающих в Турции или Египте прошло бы незамеченным, а вот для желающих расслабиться в Монако или погулять по Лондону лимит в 2000 евро, возможно, может показаться неправильным. Вероятнее всего, этот барьер в ближайшее время трогать не станут, хотя бы для того, чтобы не вызывать критику.

Регулятором валютного рынка остается НБУ. Он лицензирует участников рынка и ведет публичные реестры лицензий. Лицензированию подлежат: банки, небанковские финансовые учреждения, а также национальный оператор почтовой связи. Физические лица в перечне лицензируемых субъектов не указаны, а к лицензируемым операциям относятся: обмен валют, переводы, предоставление кредитов и факторинг.

НБУ осуществляет надзор за лицензируемыми субъектами, а за всеми остальными участниками рынка, т.е. населением и юридическими лицами, которые не относятся к банкам и финансовым учреждениям, надзор осуществляет орган, который реализует государственную налоговую и таможенную политику (ныне это Государственная фискальная служба или, в народе, «налоговая»). Интересно, что проект четко разграничивает надзор на две части и не предусматривает никаких индивидуальных лицензий для инвестиций за рубеж для физических лиц или для бизнеса, который не относится к финансовым учреждениям. Однако остается институт «агентов валютного надзора», роль которых и сегодня исполняют лицензируемые субъекты — банки и небанковские финансовые учреждения.

Антикризисные ограничения

Проект закона «О валюте» оставляет для НБУ возможность введения валютных ограничений, которые называются «средствами защиты». К таким ограничениям относят:

  1. Обязательная продажа части поступлений в иностранной валюте;
  2. Предельные сроки расчетов по операциям экспорта и импорта продукции, а также транспортным услугам;
  3. Особенности осуществления операций, связанных с движением финансового капитала;
  4. Введение специальных разрешений на проведение отдельных валютных операций;
  5. Резервирование средств по валютным операциям.

Схожий набор мер действует и сегодня. Их на себе почувствовал и бизнес, и население. Рынок достаточно слабый, а размеры золотовалютных резервов НБУ ограничены, поэтому быстро избавиться от валютных ограничений не получится. Законом предусмотрено, что все средства защиты вводятся на срок не более чем 6 месяцев с момента их введения. Однако и сегодня мы имеем подобную практику, когда НБУ в день окончания срока ограничений может их продлить еще на определенный срок, что, в принципе, никак не ограничивает «средства защиты» рынка.

Экспертное сообщество сейчас разделилось по поводу ограничений. По своей сути они означают, что, скажем, тот же иностранный инвестор, который вложил в Украину средства, захочет через время вернуть деньги, а ему уже сегодня этим проектом закона говорят о том, что НБУ может устанавливать ограничения, связанные с движением финансового капитала. Проще говоря, НБУ может ограничить выплату дивидендов или репатриацию части капитала. Такие полномочия не могут не пугать настоящих иностранных инвесторов. С другой стороны, украинский бизнес пронизан системами налогового планирования, которые были заточены под вывоз капитала, и лишение НБУ таких полномочий может принести на валютный рынок излишнюю нестабильность.

Я думаю, что в итоге главным предметом для спора станет статья 12 проекта «О валюте», где перечислены все «средства защиты». В т.ч. статья 12 отсылает нас к ЗУ «О НБУ», а значит «моратории на снятие валютных депозитов», «ограничения валютных операций на рынке наличной валюты» и другие действия будут все еще возможны, причем подобного рода меры четко в самом законодательстве не прописаны. Скорее всего, парламент будет уточнять статью 12, а также уточнять сроки, на которые НБУ сможет вводить «средства защиты».

Общая концепция

Средства защиты все же касаются больше бизнеса, чем населения. А вот касаемо населения, то тут послабления в проекте закона налицо. Главное, что в нем не предусматривается никаких индивидуальных лицензий для физических лиц. В рамках той концепции, по которой идет НБУ, эти лицензии уже и не нужны. НБУ оказывается от подобной практики в обмен на внедрение Украиной плана BEPS (Base erosion and profit shifting) — плана, который предотвращает размывание налогооблагаемой базы и выведение прибыли из-под налогообложения.

Существует 15 рекомендаций ОЭСР, которые направлены на внедрение плана BEPS. Из этих 15 шагов рекомендаций есть три наиболее слабых, на реализацию которых в полном объеме могут уйти годы:

  1. Трансфертное ценообразование;
  2. Предотвращение размывания налоговой базы через связанных лиц;
  3. Борьба с размыванием налоговой базы через выплату процентов и другие финансовые транзакции (включая страхование).

Думаю, что как только план BEPS хотя бы в ключе этих трех аспектов будет в Украине воплощен, НБУ даст полную свободу действий на валютном рынке физическим лицам, а также серьезно ослабит ограничения для бизнеса. Суть идеи сводится примерно к следующему: перестаньте вывозить капитал различными «серыми методами», платите налоги и тогда к вашим транзакциям никто не будет цепляться. Да, собственно, если будет убита большая часть схем налоговой оптимизации для физических и юридических лиц, то тогда и в ограничениях отпадет необходимость.

Концепция игры «казаки-разбойники»

Примерно с 1993 года весь наш валютный рынок работает по схеме детской игры «казаки-разбойники», где казаки — это органы валютного надзора (НБУ и ГФС (налоговая и таможня), их своеобразными опричниками остаются агенты валютного надзора (банки и небанковские финансовые компании с лицензией), ну а разбойники — это все остальные: от менял на базаре и до юристов, обеспечивающих налоговое планирование.

Эта веселая игра принесла стране очень невеселые результаты. За годы независимости бизнес (в основном крупные олигархи) вывезли из страны до 100% годового объема ВВП, т.е. больше 110 млрд долл. США. По меркам Украины это огромная сумма, и если бы она была инвестирована внутри страны, то сегодня могла бы запросто удвоить наш ВВП. Но вместо этого она пошла на яхты, виллы, апартаменты, счета в офшорных банках, зарубежный бизнес и т.д.

Складывается парадоксальная ситуация, когда страна с одной и самых жестких систем валютных ограничений в Европе имеет самый дырявый валютный рынок. Однако виноват тут не столько НБУ, сколько налоговые власти, живущие по принципу: «надо исполнить план по поступлениям», — и забывающие сравнивать свою налоговую нагрузку с соседними странами. В итоге из-за большой налоговой нагрузки и местами дикого администрирования частный капитал внутри страны искал возможности «просочиться в офшоры», а иностранцы массово избегали нас как страну с высокими фискальными рисками и нагрузкой.

Думаю, что для прекращения этой игры с невеселыми результатами Нацбанку нужно действовать в связке с Минфином, чтобы практическое внедрение 15 шагов BEPS не было похоже на ужесточение налогового бремени. До этого момента все возгласы активистов о необходимости валютной либерализации будут уходить в пустоту. Тактика борьбы с кризисом на валютном рынке во всех странах одна: хочешь удержать курс нацвалюты — доставай валюту из ЗВР и гаси дефицит валюты на межбанковском рынке. А вот если ЗВР нет или их жалко, или их очень мало, тогда начинают придумываться разные «средства зашиты». Это как раз украинский случай.

«Разбойники» в цифрах

По моим оценкам, у населения Украины сейчас на руках находится около 30 млрд долл. США. Очень большая часть этих денег — это средства для обслуживания теневого бизнеса, а не сбережения «под матрацами». Если брать недавнюю статистику НБУ и Народного банка Польши, то только из одной Польши украинцы вывезли 3,123 млр. долл. США, из РФ примерно — 1,3 млрд долл. США. Всего же за 2017 год украинцы перевели или ввезли в страну около 9,3 млрд долл. США. Существенная часть этой суммы (более 90%) не проходила ни через банки, ни через системы переводов без открытия счетов.

А теперь давайте произведем подсчеты: входящий денежный поток в страну в сумме более 8 млрд долл. США в наличной форме, притом, что средний объем торговли на официальном межбанке составлял всего около 200 млн долл. США в день, означает, что за счет гастарбайтеров межбанк мог (условно) работать 41 рабочий день, или примерно 2 месяца в году. Это довольно большая цифра, и она подтверждена картиной января-февраля 2017 года, когда курсообразование гривны к доллару проходило не на официальном межбанке, а, образно говоря, на «базарах страны».

В такой ситуации лишать Нацбанк прав на ограничения, конечно, нельзя. Однако приверженцы идеи либерализма на валютном рынке абсолютно правы: перечень таких ограничений в законе нужно уточнить, как и сроки, на которые они могут вводиться. Особенно это касается ограничений, которые затрагивают права физических лиц и иностранных инвесторов.

В итоге, я думаю, что замена декрета Кабмина о валютном регулировании 1993 года — это благородный шаг, но он не будет моментально гарантировать свободу движения капитала ни гражданам, ни бизнесу. Пока что это маленький шажок к цивилизованному миру, который нужно сделать, но потом еще провести немало работы, чтобы валютный рынок стал свободным, а граждане не опасались ни мораториев в банках на снятие валютных вкладов, ни ограничений на наличном валютном рынке, ни обязательной продажи переводов из-за рубежа.

Источник

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама