Економіка

фармрынок

«Украинские потребители значительно переплачивают за импортные медикаменты», — говорит Владислав Онищенко

Украинские потребители значительно переплачивают за импортные медикаменты, — Владислав Онищенко

Из-за введения 7 %-го НДС на лекарства украинцы с 1 апреля будут покупать препараты на 10‑12 % дороже, нежели сейчас. О том, сколько в настоящее время отечественные потребители переплачивают за лексредства, которые к тому же зачастую являются ненужными или опасными, рассказал председатель правления Союза потребителей медицинских услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения Владислав Онищенко.

— Новый Кабинет министров пересматривает свою политику во многих сферах экономики. Как Вы считаете, необходимо ли вносить коррективы в государственную стратегию на лекарственном рынке?

— Основная проблема в том, что в Украине в принципе не существует национальной политики в сфере лекарственных средств, нет понимания проблем и реальных шагов по налаживанию эффективного функционирования фармацевтического сектора. Сейчас, как и 15‑20 лет назад, страна испытывает сложности с обеспечением медикаментами, которые вызваны хаотичными и бессистемными решениями в вопросах формирования государственной политики в сфере здравоохранения. По моему мнению, она должна быть направлена на гарантированное обеспечение равного доступа населения к основным лекарствам при умеренной стоимости, а также их качества, безопасности и эффективности. Кроме того, необходимо проводить курс на рациональное применение препаратов.

Существенную долю таких показателей системы здравоохранения, как смертность, инвалидность и распространенность болезней, в Украине определяют 26 заболеваний. На их лечение пациенты тратят только 20 % от продаваемых препаратов в год. То есть из 23 млрд грн аптечных продаж лекарств в 2012 г. на лечение основных болезней украинцы потратили лишь 4,6 млрд грн. Возникает вопрос: на что идут остальные 18,4 млрд грн? При этом все продаваемые лекарства успешно прошли экспертизу в Государственном экспертном центре, зарегистрированы Минздравом и допущены к клинической практике.

— Что Вы имеете в виду под рациональным применением?

— Необходимо принимать меры для того, чтобы врачи назначали, а пациенты применяли лекарства в соответствии с клиническими показаниями и по минимальной стоимости. Смертность от побочного действия лекарств и их неправильного применения занимает в мире пятое место — после смертности от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и травм, в т. ч. в результате ДТП. В Украине в 2012 г., по официальной информации Государственного экспертного центра Минздрава, отмечено восемь летальных исходов в результате побочного действия лекарств.

— Насколько, по Вашему мнению, в Украине распространено нерациональное использование лекарств?

— В Украине практика использования препаратов без наличия доказательной базы относительно их безопасности и эффективности, а также попросту ненужных препаратов получила довольно широкое распространение.
К примеру, в Украине продается имунотропных препаратов на сотни миллионов гривен в год. Но они не считаются лекарственными средствами в странах с развитой системой здравоохранения. В авторитетных международных, европейских или американских научных изданиях, пользующихся заслуженным доверием мировой медицинской общественности, нет публикаций с доказательствами их клинической эффективности.

— О каких именно препаратах идет речь?

— В течение 2012‑2013 гг. из украинских аптек потребителям отпущено около 6,6 млн упаковок украинского «Амизона», 3,3 млн упаковок российского «Арбидола», 1,7 млн — украинского «Амиксина» различных лекарственных форм и дозировок. В целом к имунотропным препаратам относятся «Умифеновир» (бренды «Арбидол», «Имустат»), «Тилорон» («Амиксин», «Лавомакс»), «Амизон», «Амизон Макс», «Инозин паранобекс» («Гропринозин»), «Кагоцел». Мало того, как имунотропные позиционируется ряд гомеопатических препаратов («Анаферон», «Афлубин», «Энгистол», «Оцилококцинум»).

«Огромной проблемой является отсутствие реального эффективного регулирования цен на лекарства, в первую очередь иностранного производства»

Ведущие специалисты Украины по аллергологии, иммунологии, инфекционным болезням, вирусологии, клинической фармации и клинической фармакологии, которые предоставили нашему объединению выводы о целесообразности и безопасности имунотропных препаратов, указывают, что эти препараты могут способствовать развитию онкологических заболеваний. При инфекционных заболеваниях иммуномодуляторы могут привести к хронизации инфекционных процессов. Одних только российских имунотропных препаратов в прошлом году было продано на 360 млн грн. Таким образом, покупая подобные российские препараты на сотни миллионов гривен, украинцы финансируют собственный геноцид.

Кроме того, большую обеспокоенность вызывает применение украинскими потребителями зарегистрированных в Украине, но отсутствующих в протоколах лечения лексредств. К примеру, препарата «Канефрон» нет в протоколах лечения заболеваний, которые указаны в утвержденной Минздравом инструкции, но он все равно продается на сумму более 100 млн грн в год.

— Использование подобных препаратов, по всей видимости, — не единственная проблема украинской фармацевтики…

— Разумеется. Еще одной огромной проблемой является отсутствие реального эффективного регулирования цен на лекарства, в первую очередь иностранного производства. Это приводит к тому, что украинские потребители значительно переплачивают за импортные медикаменты по сравнению с жителями соседних стран. Приведу несколько примеров, чтобы не быть голословным. Оригинальный препарат компании Sanofi «Плавикс» в украинских аптеках стоит около 900 грн (упаковка из 27 таблеток по 75 мг). Но уже в соседней Молдове точно такая же упаковка продается в пересчете на гривни всего лишь за 139 грн. В Болгарии этот препарат стоит 182 грн.

Даже в России он дешевле — 527 грн. В Украине в 2013 г. «Плавикса» в вышеупомянутой упаковке было реализовано в рознице на сумму 21,5 млн грн. Если бы цены на этот препарат в Украине были на уровне молдовских, украинцы не переплатили бы 18 млн грн. И это не единственный пример. Хорватский препарат «Сумамед» стоит 187 грн (упаковка — 3 таблетки по 500 мг). В России он стоит 110 грн, в Молдове — 76 грн, в Беларуси — 118 грн. В прошлом году этого препарата в вышеописанной упаковке было продано на сумму 30,3 млн грн. Действуй у нас молдовские цены, украинские потребители не переплатили бы еще 18 млн грн.

— Куда идет разница в ценах?

— К примеру, на поездки чиновников и врачей на семинары, например на Кубу, или на телевизионную рекламу. Так, в прошлом году в Украине было реализовано препарата «Нурофен» на сумму 122 млн грн. При этом производитель этого лекарства потратил на его телевизионную рекламу 77 млн грн. Приведу пример с разницей в цене на одну из упаковок «Нурофена». Упаковка по 24 таблетки по 200 мг в каждой стоит в Украине 40 грн, а в России точно такую же упаковку можно приобрести за 15 грн. Если бы цены на эту упаковку «Нурофена» были на уровне российских, украинцы сэкономили бы 5,7 млн грн. Всего в прошлом году таких упаковок было продано на 9 млн грн.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама