Економіка

смена тренда

Розничные продажи упали впервые с 2010 года. Украинцы экономят, опасаясь безработицы

Розничные продажи упали, так как украинцы экономят, опасаясь безработицы
Фото: Константин Мельницкий

Впервые за последние четыре года в Украине упал объем розничного товарооборота. В январе-июле продажи в рознице в сопоставимых ценах просели на 1 % по сравнению с аналогичным перио­дом прошлого года. По данным Государственной службы статистики, за первые семь месяцев этого года товарооборот составил 495,2 млрд грн. Любопытно, что в денежном выражении этот показатель вырос, так как в январе-июле прошлого года он составил 476,5 млрд грн. Разницу в почти 20 млрд грн можно объяснить инф­ляцией, которая только с начала текущего года составила уже 12 %.

Вынужденная экономия

Последний раз спад розничных продаж Госстат фиксировал еще в апреле 2010 г., когда экономика только оправлялась от последствий финансового кризиса. Последние же несколько кварталов розница демонстрировала замедление темпов роста, но отнюдь не падение. Даже несмотря на весеннюю девальвацию гривни и нестабильную ситуацию в Донбассе, украинцы все равно увеличивали объем покупок.

Теперь же именно восточные области показали наибольший спад продаж — 12,2 % в Донецкой и 19,6 % в Луганской областях. В этих регионах проживает 6,5 млн украинцев. Без учета Крыма это почти седьмая часть населения страны. Впрочем, Госстат также фиксировал сокращение продаж в Волынской, Николаевской областях и Киеве. При этом Киевская область без столицы показала наибольшее среди всех регио­нов ускорение темпов продаж — 4,8 %.

Опрошенные экономисты такой ситуации в сфере розничных продаж не удивляются. «Как общее падение экономики, так и девальвация национальной валюты и ускорение инфляции приводят к тому, что граждане стараются снизить свои текущие потребительские расходы», — отмечает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.

Это же подтверждают результаты исследования потребительских настроений за июль компании Gfk Ukraine. После того как в июне аналитики констатировали некоторое оживление покупательной способности украинцев, в прошлом месяце желание покупать у граждан снова пропало. «Оптимизм после успешно проведенных выборов президента развеяло продолжение кровавого противостояния в Донбассе», — отмечают аналитики Gfk Ukraine. При этом в компании уточняют, что положительными остаются долгосрочные ожидания граждан относительно развития экономики, хотя в ближайшее время улучшения благосостояния украинцы не ждут. При этом наибольшей угрозой они считают потерю рабочих мест.

495,2 млрд грн составил товарооборот в рознице за первые семь месяцев преимущественно благодаря инфляции

«Страх безработицы в наибольшей степени повлиял на потребительские настроения граждан с доходом ниже среднего», — сказано в исследовании. Кроме того, вместе с этим к украинцам вернулись опасения относительно дальнейшей девальвации гривни, чего не было месяцем ранее.

В ожидании чуда

В контексте негативных ожиданий и прог­нозов население будет продолжать ограничивать себя в расходах, считает Василий Юрчишин. По мнению руководителя аналитического департамента ИК Concorde Capital Александра Паращия, на данном этапе нет никаких факторов, которые способствовали бы восстановлению потребительного спроса. С одной стороны, по словам аналитика, отсутствуют предпосылки для роста доходов граждан, скорее даже наоборот (в связи с введением некоторых новых налогов). Напомним, Верховная Рада в конце июля одобрила введение до 1 января 2015 г. военного сбора с доходов граждан по ставке 1,5 %.

«На ожидания украинцев позитивно может повлиять устойчивость гривни, а также стабилизация ситуации в Донбассе, от которой также зависит укрепление национальной валюты», — резюмировал Паращий. Другой фактор стабилизации курса гривни — выделение МВФ второго транша кредита в рамках программы stand-by. Как заявили вчера в Кабинете министров, вероятнее всего, уже 29 августа совет директоров МВФ примет окончательное решение по этому вопросу.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама