Економіка

дружба народов

Украина может остаться без денег Евросоюза для достройки нефтепровода Одесса — Броды

Украина может остаться без денег Евросоюза для достройки нефтепровода Одесса — Броды
Несговорчивость Польши может привести к тому, что будет перекрыт канал поступления средств ЕС для достройки нефтепровода Одесса — Броды до Плоцка
Фото: Виталий Грабар

Проект Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), предусматривающий достройку украинского нефтепровода Одесса — Броды до Плоцка (Польша), может лишиться финансовой помощи Евросоюза. Польское правительство отказывается вести переговоры о подписании соглашения, необходимого для получения € 125 млн дополнительного финансирования от ЕС для реализации проекта.

Польша срывает сроки

Как рассказал «Капиталу» генеральный директор международного трубопроводного предприятия «Сарматия» (координатор и исполнитель проекта ЕАНТК) Сергей Скрипка, для получения помощи от ЕС компании необходимо не позднее сентября-октября 2013 г. подать заявку с предоставлением гарантии наличия собственного финансирования, которое должны обеспечить страны-соучредители. Для этого надо подписать межправительственное соглашение, проект которого уже разработан. В случае неподписания его в срок, в дальнейшем можно не рассчитывать на дофинансирование — осенью Евросоюз пересмотрит проекты, финансируемые при своем участии. «Поступили предложения всех стран-участников для подготовки к соглашению, но не от польской стороны. Польша оставила без ответа и приглашение на встречу по обсуждению документа, которая должна была состояться еще в июне», — отметил Сергей Скрипка. По его словам, ранее польское правительство аргументировало свой отказ необходимостью сначала подписать коммерческие договоры, а уже после межправительственное соглашение.

Напомним, «Сарматия» была основана в 2004 г. польской компанией PERN Przyjaźń и украинской «Укртранснафтою» с целью анализа возможности продления нефтепровода Одесса — Броды в сторону Польши как части ЕАНТК. В 2007 г. к ним присоединились азербайджанская SOCAR, грузинская GOGC и литовская Klaipedos Nafta. В октябре того же года между правительствами стран-участников было подписано соглашение о сотрудничестве в энергетическом секторе, которым «Сарматия» назначалась главным исполнителем проекта ЕАНТК. С 2012 г. нефтепровод Одесса — Броды простаивает. Ранее руководство «Сарматия» прогнозировало, что запуск участка Броды — Плоцк состоится до конца 2015 г.

В Украине питают надежды

на деньги ЕС

Бывший председатель правления «Укр­транснафти» (2001‑2004 и 2005‑2006 гг.) Александр Тодийчук считает, что главная причина отказа Польши — недоверие к украинской стороне. По его мнению, не стоит недооценивать и позицию России, которая в свое время выступала против альтернативных маршрутов транспортных трубопроводов в Европе.

«Украина очень часто меняла свои ре­шения: то аверс, то реверс нефтепровода Одесса — Броды, то еще что‑то… Мне кажется, что подписание соглашения в ноябре по ассоциированному членству, а также свободный доступ к трубе помогут представить Украину как полноценного участника», — сказал он.

То, что в поведении польского правительства есть политические факторы, согласен и бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко, полагающий, что проект ЕАНТК весьма важен для Украины с точки зрения диверсификации источников энергоресурсов. «Есть стандарты ЕС, согласно которым — из одного источника страна не может получать более 30 % энергоресурса. Это и есть принципиальной позицией, которой мы должны придерживаться… Так что любой другой, кроме существующего, источник нефти и газа для нас является, безусловно, выгодным», — подчеркнул эксперт.

По словам генерального директора «Сар­матии», неполучение финансирования от Евросоюза существенно повлияет на реализацию проекта ЕАНТК в том формате, который сейчас подготовлен. Но он верит, что проект не остановят. «Мы выполняем все условия. Уже в следующем месяце рассчитываем получить экологическое разрешение и разрешение на строительство нефтепровода», — подтвердил Сергей Скрипка. «Надеюсь, ЕС приложит все усилия, чтобы его загрузить. Очень важно, чтобы эти инвестиции пришли», — заявил Тодийчук.

Что такое ЕАНТК

Проект Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора предусматривает создание маршрута транспортировки нефти европейским поставщикам из Каспийского региона. Согласно документации, нефть будет поставляться в Украину, Польшу, Словакию, Чехию, Германию и страны Балтии. Максимальная пропускная способность нефтепровода планируется на уровне 40 млн т в год. В декабре 2010 г. «Сарматия» подала заявку на включение проекта в польский список индивидуальных проектов программы операционной инфраструктуры и окружающей среды, финансируемой ЕС. Изначально общая стоимость проекта оценивалась в 1,8 млн польских злотых (€ 426 млн), доля финансирования со стороны Евросоюза предполагалась на уровне 495 млн злотых (€ 117 млн). Согласно перечню индивидуальных проектов, на март 2013 г. общая сумма проекта оценивалась уже в 2,85 млрд польских злотых (€ 675 млн), доля финансирования ЕС — 445 млн злотых (€ 105 млн).

В июле 2013 г. заместитель директора генеральной дирекции по энергетике Ев­ро­комиссии Фабрицио Барбасо заявил, что ЕАНТК может быть включен в финальный список «Проектов общеевропейской заинтересованности», который будет утвержден в октябре 2013 г.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама