Економіка

госрегулирование

Парламент предложил Кабмину снизить стоимость лицензии на оптовую продажу вина почти втрое — до 150 тыс. грн и ввести штрафные санкции за их нарушение

Парламент предложил Кабмину снизить стоимость лицензии на оптовую продажу вина почти втрое — до 150 тыс. грн и ввести штрафные санкции за их нарушение
Сейчас лицензии обходятся виноделам в 500 тыс. грн ежегодно
Фото: Униан

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Закон о госрегулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», которым предусматривается изменить базу для расчета стоимости лицензий для производителей вина. Депутатская инициатива фактически дублирует идею Минагропрода шестилетней давности, когда министерство предложило установить дифференцированную плату за лицензию на право оптовой торговли вином и виноматериалами в зависимости от среднегодового показателя оптовых продаж. Но тогда инициативу аграрного ведомства депутаты не поддержали. Нынешний документ в парламент внес депутат Василий Петевка (внефракционный).

Диапазон цен

По словам Петевки, стоимость действующей лицензии неоправданно высока. Сейчас она составляет 500 тыс. грн. «Заплатить полмиллиона гривен за годовую лицензию под силу только крупным производителям. Из-за такой расстановки сил многим мелким виноделам пришлось закрыть производство», — сказал он «Капиталу». Нынешний законопроект предлагает установить годовую плату за лицензию на право оптовой торговли вином и виноматериалами собственного производства на уровне 150 тыс. грн, если годовой объем производства составляет до 15 тыс. дал в год. При годовом объеме производства от 15 до 30 тыс. — размер лицензии составит 300 тыс. грн, от 30 до 50 тыс. дал — 400 тыс. грн. Если производитель реализует более 50 тыс. дал в год — лицензия обойдется ему в 500 тыс. грн. Вместе с тем в документе вводится ответственность производителей вина за превышение от выбранного ими объема продаж. В этом случае предусматривается штраф в размере 200 % от стоимости реализованной сверх нормы продукции, но не менее 5 тыс. грн.

Пересмотр лицензионных условий связан с спадом производства вина и виноматериалов на протяжении последних трех лет, который связывают именно с завышенной стоимостью лицензии на оптовые продажи продукции, отмечает Петевка. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. выпуск виноградного вина снизился на 26,6 %, или на 4,5 млн дал — до 12,5 млн дал. В первом полугодии 2013 г. по сравнению с январем-июнем 2012 г. винодельческие предприятия сократили производство вина на 6,4 % — до 5,7 млн дал.

За и против

По мнению председателя союза виноделов Закарпатской области Александра Ковача, рынок вина уже давно поделен на «частников» и «индустриалов», которые друг другу не мешают. Дифференцированная стоимость лицензии просто даст возможность производителям экономить, занижая декларируемые объемы производства, а это стимулирует коррупцию в контролирующих органах, указывает он. Но в ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» считают, что дифференциация может поспособствовать созданию равных условий продаж в винодельческой сфере. Впрочем, по словам директора ассоциации Сергея Михайлечко, проблему спада производства это не решит. «Помимо того, что лицензия стоимостью 500 тыс. грн непосильна для мелкого винодела, он еще и в розничную сеть выйти не может. Чтобы одна позиция его вина попала на прилавки супермаркетов — необходимо заплатить около 100 тыс. грн. А  если таких позиций пять-шесть?» — говорит Михайлечко. Эксперт отмечает, что ассоциация совместно с МЭРТ и народными депутатами неоднократно рассматривали возможность полной отмены лицензирования оптовых продаж вина, однако эти инициативы остались на уровне разговоров.

Бюджету не выгодно

Однако с этими изменениями могут не согласится в Минфине и Министерстве доходов и сборов, так как снижение стоимости лицензии приведет к недополучениям средств в госбюджет, а компенсаторы в законопроекте не прописаны. «В начале каждого года Министерство финансов может рассчитывать на 500 тыс. грн с каждого производителя вина. В случае дифференциации, подсчитать доход бюджета по этой статье будет сложнее. Если рассуждать, что штраф — это компенсаторный механизм, то исключать вероятность того, что все производители будут работать в правовом поле — нельзя, а государство при этом недополучит средства», — отмечает Михайлечко. Сейчас в стране переработкой винограда и выпуском вина, шампанского и коньяка занимается около 200 предприятий. Из них всего порядка 50 предприятий производят виноградные вина. Ежегодно от платы за лицензию на оптовые продажи алкогольной продукции, в том и винодельческой, в госбюджет поступает почти 80 млн грн.

Представители бизнеса называют дифференцированный подход «меньшим злом». По словам владельца торговой марки «Колонист» Ивана Плачкова, малых виноделов в стране осталось всего трое, а вот во французской провинции их порядка 30 тыс. «Если бы не только крупные, но и малые виноделы работали на отечественный рынок, государство получало бы гораздо больше поступлений в бюджет, чем плата за лицензию», — уверен Плачков. Он добавил, что соблюдением закона от штрафных санкций предприниматель себя обезопасить не сможет. «Даже если винодел не собирается нарушать закон, он не всегда сможет четко просчитать, каким будет следующий урожай. Если больше, чем он заплатил за лицензию, то получается штраф за остаток урожая. Чтобы его не платить, остаток не надо реализовывать?» — недоумевает Плачков.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама