Бізнес

перебои

Лидеры автопрома останавливаются из-за проблем с поставкой комплектующих

Лидеры автопрома останавливаются из-за проблем с поставкой комплектующих
А сегодня в этих ящиках (слева) — пусто
Фото: Униан

Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ) прекратил работу до 19 июня, сообщил начальник отдела экономики кременчугской мэрии Николай Здойма. По его словам, завод столкнулся с проблемой обеспечения комплектующими. Что кроется за этой формулировкой, «Капиталу» на предприятии объяснить не смогли. В приемной гендиректора сослались на то, что комментировать ситуацию вчера было некому.

Китайские комплектующие

Эксперты также недоумевают, чем мог быть вызван простой предприятия, и озвучивают разные версии, как то — перебои в логистике, выявленный брак или какая‑то другая проблема, которую на предприятии не хотят афишировать. КрАСЗ занимается крупноузловой сборкой популярных в Украине китайских Gelly и корейских автомобилей, в частности внедорожников SsangYong Rexton, SsangYong Kyron, SsangYong Actyon, SsangYong Korando. Комплектующие доставляются в страну морем. «Ведущие украинские импортеры завозят автомобили либо через Ильичевский, либо через Одесский морской торговый порт. События, происходящие на востоке Украины, не должны влиять на работу данных портов и на логистику комплектующих», — рассказал «Капиталу» консультант Центра транспортных стратегий Дмитрий Ягелло.

Положение завода

До этого времени, по данным Дмитрия Ягелло, завод демонстрировал положительную динамику производства. «По итогам января-апреля 2014 г. КрАСЗ нарастил выпуск автомобилей более чем в 7,6 раза — до 6,2 тыс., а в апреле рост составил 4,4 % месяц к месяцу», — говорит эксперт. По данным старшего аналитика компании «Арт-Капитал» Алексея Андрейченко, успешным был для предприятия и прошлый год. «За 2013 г. КрАСЗ смог увеличить выпуск автомобилей в 2,8 раза, до 9049 единиц, за счет возобновления крупноузловой сборки китайских автомобилей Geely», — рассказал эксперт. По его оценкам, в прошлом году предприятие занимало 28 % рынка в сегменте производства легковых автомобилей и второе место после Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ). КрАСЗ поставляет свою продукцию в крупнейшую дистрибьюторскую сеть АиС, которая покрывает все регионы Украины и имеет долю до 15 % всего автомобильного рынка страны, говорит Андрейченко. И причин для ухудшения положения завода не предвиделось. «Geely и ЗАЗ остаются в выигрыше от прошлогодних мер по поддержке автомобильной промышленности, в то время как «Богдан Моторс», например, пока не в состоянии преодолеть имеющиеся у него проблемы со сбытом», — говорит эксперт «Арт-Капитал».

Тем не менее, производство авто в Украине в целом пока растет. По итогам января-мая 2014 г. в стране было выпущено 21 599 единиц автотранспортных средств, что на 65 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., говорится в сообщении ассоциации «Укравтопром».

Последствия

Столь непродолжительный простой КрАСЗ пока не дает повода говорить о каких‑либо значимых последствиях для рынка и игроков, кроме как о снижении производства на самом заводе, а также его выручки. Но если остановка производства продлится после обозначенной даты, а склады компании начнут распродаваться, можно будет прогнозировать падение доли предприятия на рынке, считает Андрейченко. По его наблюдениям, лидер продаж отечественных легковых авто — ЗАЗ — испытывает аналогичные проблемы с поставками комплектующих. Поэтому компания вряд ли сможет занять нишу КрАСЗ, считает аналитик.

Когда с рынка исчезнут доступные автомобили украинской сборки, какое‑то время покупатели будут ждать их возврата на рынок, уверяет эксперт. Стоимость импортных автомобилей аналогичного качества сильно выросла из‑за девальвации, так что сразу покупатели на них не переключатся. «Если проблемы затянутся, то покупатели будут постепенно переходить на недорогие импортные модели, а также, возможно, на автомобили Skoda, которые собираются в западной Украине и менее подвержены проблемам на востоке страны», — считает Андрейченко. Внимание потребителя может переключиться на такие недорогие марки автомобилей, пользующиеся популярностью в Украине, как Hyundai Accent, Skoda Rapid, Renault Logan, Kia Rio и Lada Priora.

Хуже, чем могло быть

Затяжные праздники, девальвация гривни и волнения на востоке Украины привели к слабым показателям автомобильного рынка в мае текущего года, отмечают эксперты. «Продажи автомобилей в Донецкой и Луганской областях практически прекратились. А в целом по стране в мае реализация авто упала на 80 %, до 3 тыс. единиц», — подытожил Андрейченко. Модели украинской сборки по‑прежнему занимают первые места, но в абсолютных величинах продажи упали до исторического минимума. За 5 месяцев 2014 г. автосалоны продали всего 47 тыс. машин — на 43 % меньше, чем годом ранее.

«Сейчас наш прогноз падения продаж в 2014 г. на 21 % выглядит все менее реалистично, так как эскалация конфликта на востоке и значительная девальвация гривни вредят рынку в большей степени, чем мы предполагали», — признается эксперт. С ним соглашается Дмитрий Ягелло, считающий, что на текущий момент для предприятий отрасли наиболее остро стоит проблема отсутствия платежеспособного спроса. «Именно по этой причине в последнее время продажи автомобилей в целом по стране демонстрируют негативную динамику», — говорит он.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама