Бизнес

регулирование

Государство хочет ограничить количество фосфатов в стиральных порошках

Государство хочет ограничить количество фосфатов в стиральных порошках
С введением ограничений украинские производители вынуждены будут поднять цены на свою продукцию. А при равной стоимости потребители выберут продукцию более известных компаний
Фото: Алексей Солодунов

Вчера «Киевводоканал» представил альтернативный правительственному проект закона «О постепенном сокращении и полном запрете использования фосфатов в моющих средствах». Примечательно, что ПАО «Акционерная компания «Киевводоканал» не является субъектом законодательной инициативы. Поэтому компании придется искать среди народных депутатов лоббиста, который согласится внести законопроект на рассмотрение парламента. «Два года назад эту идею готовы были поддержать представители коммунистов. Сейчас никто из депутатов подобной инициативы не проявляет», — рассказала «Капиталу» советник председателя правления по вопросам информационной политики «Киевводоканала» Виктория Яковлева.

Жесткие условия

Чем же не устроил коммунальщиков правительственный до­кумент? По словам Виктории Яковлевой, в своем законопроекте «Киевводоканал» предлагает довольно жесткие ограничения в отношении фосфатосодержащих моющих средств. К примеру, с января 2014 г. планируется запретить использование, производство, ввоз и распространение средств с долей фосфатов более 8,5 % общей массы. А с 1 января 2015 г. — более 3 %. С января 2017 г. содержание фосфатов не должно будет превышать уровень 0,2 %. Для предприятий, которые продают потребителям фосфатные средства, «Киевводоканал» предлагает ввести специальный сбор на строительство и реконструкцию водоочистительных сооружений в размере 2 % от выручки, полученной от продажи потребителям «вредных» продуктов. Помимо этого, предприятие предлагает запретить их рекламу. Тогда как правительственный документ, который в марте 2013 г. одобрил Кабинет министров («Об особенностях государственного регулирования синтетических моющих средств и товаров бытовой химии»), не предполагал введения сбора и запрета на продвижение товаров и предусматривал более мягкий вариант по срокам. В частности, предполагалось снижение доли фосфатов с 17 % до 0,7 % до 2021 г.

По информации «Капитала», уже в конце мая-начале июня «Киевводоканал» направит обращение председателю Верховной Рады Владимиру Рыбаку, а также в Министерство экономического развития и торговли, Министерство экологии и природных ресурсов с просьбой поддержать законопроект. В настоящее время под этим документом уже стоят подписи 18 водоканалов, в том числе Харькова, Запорожья, Хмельницкого, Луганска и других городов.

Сужение рынка

Фосфаты — недорогие добавки, которые входят в состав в основном «сыпучих» товаров — стиральных порошков и моющих средств. В странах Европейского союза они запрещены, поскольку негативно влияют на окружающую среду, а также на процесс регенерации. По словам руководителя розничной сети по продаже парфюмерии и бытовой химии, пожелавшего остаться неназванным, сейчас около 80 % товаров, присутствующих на украинском рынке и производимых транснациональными компаниями, содержат от 1 % до 10 % фосфатов. Эксперт отмечает, что разговоры о введении подобных ограничений ходили на протяжении последних нескольких лет, поэтому европейские производители уже успели к ним подготовиться. Чего не скажешь о многих отечественных, уровень фосфатов в продукции которых достигает 30 %, говорит он. Благодаря этому они предлагают потребителям более низкие цены, которые могут быть на четверть ниже по сравнению с европейскими аналогами.

Ограничения относитель­но ис­пользования фосфатов могут поддержать и крупные мировые производители бытовой химии, считают представители сразу нескольких украинских фабрик. По их мнению, это позволит им захватить около 20 % украинского рынка порошка (его суммарный объем составляет свыше $ 560 млн), который сейчас подконтролен местным фабрикам.

Если ограничения все же введут, местные производители будут вынуждены повысить свои цены до уровня европейских. «В этом случае они потеряют свое преимущество в глазах покупателей, поскольку при равных ценах последние выберут продукцию более известного производителя», — говорит руководитель крупного ритейлера, пожелавший остаться неназванным. А маркетолог одесской компании «АВК Кемикалс Индастри» (ТМ Test, Bingo и пр.) Светлана Порубаймих отмечает, что все небольшие фабрики вынуждены будут уйти с рынка. Поскольку раскрутка своего бренда — это очень кропотливая работа, требующая немало сил и инвестиций, то, по ее словам, небольшие производители не смогут позволить себе нести такие затраты.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама