Бізнес

логистика

Зерно дешевеет. Минагропрод предлагает спасти прибыль аграриев за счет снижения услуг на перевозку, хранение и перевалку зерна

Минагропрод лоббирует снижение тарифов на перевозку, хранение и перевалку зерновых культур. «Мы будем вносить предложение, чтобы эти затраты стали значительно ниже», — заявил вчера первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Иван Бисюк. Он добавил, что планируется снизить затраты на транспортировку, хранение и перевалку тонны зерновых на 150‑200 грн — до 350‑400 грн.

По данным Бисюка, доставка тонны зерна с поля в порт обходится в 546 грн. При этом стоимость перевалки тонны зерна первый заместитель министра оценивает в 176 грн ($ 22). Для сравнения он напомнил, что стоимость перевалки в других странах составляет в среднем $ 4‑6 за тонну.

Тарифы нужно снизить в два раза

Зерно дешевеет, поэтому снижение стоимости логистики необходимо, чтобы его производители меньше теряли, считают в Минагропроде. Как ранее писал «Капитал», на прошлой неделе цены на зерно снизились на 12‑17 %, в результате чего аграрии при неизменных логистических затратах теряют прибыль.

На внутреннем рынке в зависимости от региона тонна пшеницы 3‑го класса стоит 1,47‑1,8 тыс. грн, фуражной пшеницы — 1,34‑1,61 тыс. грн, ячменя — 1,42‑1,6 тыс. грн. Это на 50‑70 грн меньше, чем в июле 2012 г.

Аграрии поддерживают инициативу Минагропрода. Аналитик Украинской аграрной ассоциации (УАА) Марьян Заблоцкий отмечает, что предоставленные Бисюком данные по стоимости транспортировки далеко не полные. «В стоимость перемещения зерна по стране заложены не только официальные платежи, но и скрытые неофициальные», — говорит он. Только сертификация качества каждой тонны зерна у многих игроков рынка, по словам аналитика, забирает $ 1‑2. Тарифы на перевозку зерна необходимо снизить как минимум вдвое, уверен глава Аграрного союза Геннадий Новиков.

Европейские ставки портовых сборов в разы ниже украинских, рассказывает директор Аграрной биржи Александр Марюхнич, и это дает дополнительное конкурентное преимущество европейским производителям зерна. «Снизив затраты при перевалке, мы можем сделать нашу сельхозпродукцию более конкурентоспособной и востребованной, а это, в свою очередь, позволит усилить влияние Украины в международной торговле зерном», — замечает он.

Необходима конкуренция

Аграрии считают, что улучшить ситуацию на рынке перевозок можно было бы путем привлечения частного транспорта. Однако если с автоперевозками ситуацию частично исправить можно, то в случае с железнодорожным сообщением оператор остается монополистом. «Существующая тарифная политика «Укрзалізницi» не способствует развитию частных транспортных предприятий, которые могли бы конкурировать в борьбе за клиентов, повышая свою эффективность и в конечном счете снижая затраты», — отмечает Марьян Заблоцкий.

Тарифы на перевозку грузов устанавливаются приказом Министерства инфраструктуры. Согласно ему, в 2013 г. тарифы на железнодорожные перевозки грузов повысятся на 10,1 %. В частности, в нынешнем году предусмотрено поэтапное повышение тарифов: на 4 % в июне, с 1 июля еще на 3 % и с 1 октября — на 2,8 %.

Мининфраструктуры на запрос издания не ответило. В «Укрзалізницi» возможное понижение тарифов тоже не прокомментировали. «Любые заявления о неспособности «Укрзалізницi» справиться с перевозкой зерна являются безосновательными и ложными», — уверили «Капитал» в пресс-службе ведомства.

«Думаю, что в «Укрзалізницi» не пойдут на снижение, тем более с учетом общего падения грузовой базы железнодорожных перевозок. В этом году ожидается хороший урожай и компания будет настаивать на том, чтобы тарифы как минимум не снижались. Таким образом перевозчик сможет компенсировать падение доходности по другим грузам и направить часть средств на модернизацию парка», — говорит директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. В прошлом году чистая прибыль «Укрзалізницi» составила 802,76 млн грн. При этом, как ранее заявлял начальник главного пассажирского управления «Укрзалізницi» Александр Иванько, пассажирские перевозки были убыточны.

Источник: Капитал
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама