Економіка

госполитика

Правительство придумало, как монетизировать льготы. Городам придется потратить 300 млн грн

Правительство придумало, как монетизировать льготы
Фото: Алексей Солодунов

Кабинет министров, пытаясь оптимизировать бюджетные расходы, готов вернуться к вопросу о монетизации льгот для украинцев. Для этого Министерство инфраструктуры предложило с января 2015 г. внедрить новую методику учета льготных категорий пассажиров, пользующихся общественным транспортом. Как следует из проекта правительственного постановления, разработанного министерством, методика будет распространяться на все городские, пригородные и межгородские автобусные маршруты. В документе также предусматривается, что местные органы власти обязаны будут самостоятельно печатать и распространять среди пенсионеров и других категорий льготных пассажиров специальные талоны учета, которые они смогут обменивать на проездные билеты. Чтобы минимизировать коррупционную составляющую, в частности, во избежание передачи и перепродажи талонов, предполагается, что в учетные документы будут вписаны номера удостоверений, дающих право на бесплатный проезд. Правительство также обяжет автостанции и перевозчиков передавать учетные талоны, полученные в обмен на билеты, в соответствующие департаменты горсоветов.

Цель учета

Основная цель министерской инициативы — «отбелить» и по возможности сократить бюджетные компенсации транспортным предприятиям за перевозку льготников. Ежегодно из госказны в местные бюджеты правительство направляет компенсационные субвенции, которые власти на местах распределяют между перевозчиками. В прошлом году, согласно отчету Министерства финансов, в том числе и на эти цели было направлено 1,8 млрд грн. Однако, зная общее количество льготников, государство не может проконтролировать, сколько из них действительно пользуются услугами муниципальных и частных перевозчиков. Соответственно, нет четкого понимания, сколько средств требуется на возмещение расходов транспортникам. Сегодня сумма компенсаций рассчитывается исходя из количества перевезенных платных пассажиров с применением коэффициента соотношения тех граждан, у которых есть право на льготный проезд, и тех, у кого такой преференции нет. Но по словам директора КП «Киевпасстранс» Николая Ламбуцкого, ни городской, ни государственный бюджеты в полном объеме не компенсируют предприятиям средства за льготников, в связи с чем компании несут убытки. Поэтому транспортники поддерживают переход на адресность льгот. Частично это пытаются осуществить в столице, внедрив в прошлом году «карточку киевлянина» и анонсировав введение системы «электронный билет». Впрочем, из‑за законодательных и финансовых несогласований эта инициатива была отложена. Перейти на новую систему расчета готовы и в Днепропетровске. По словам мэра города Ивана Куличенко, еще в 2013 г. горсовет принял решение внедрить в муниципальном транспорте «электронный билет». Для этого город намерен привлечь кредит на 10 млн грн.

Деньги на талоны

Методика расчета, предложенная для автомобильных перевозок, не будет распространяться на электротранспорт — трамваи, троллейбусы, метро. В начале года Мининфраструктуры предложило Каб­мину вести учет пассажиров в электротран­спорте через электронные карты. Согласно законопроекту, который находится сейчас на согласовании в министерствах, на эти же карты льготники смогут получать компенсации. Впрочем, как отметил мэр одного из городов, пожелавший остаться неназванным, нет гарантии, что у правительства не будут возникать трудности с перечислением средств гражданам напрямую, как они возникают с перечислением компенсаций в городские бюджеты. Именно поэтому ни одно правительство так и не решилось платить гражданам живыми деньгами, чтобы те в свою очередь самостоятельно рассчитывались за проезд.

Реализация нынешней министерской инициативы потребует дополнительных расходов из местных бюджетов. Все затраты по производству талонов и учету льготников будут возложены на города. В Мининфраструктуры пришли к выводу: ежемесячно на печать талонов для 17  млн граждан Украины, имеющих право на льготы, потребуется более 25 млн грн, в год — 300 млн грн. «Принятая для расчета потребность количества поездок в месяц для одного льготника составляет 60 поездок. Рыночная стоимость полиграфической печати 60 талонов — 1,50 грн», — указано в расчетах ведомства. Впрочем, как отметили в министерстве, по факту средств потребуется меньше, поскольку многие граждане, имеющие льготы, не используют свое право на них. В частности, речь идет о сотрудниках органов прокуратуры, депутатах и сельских жителях.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама