Мнения

перспективы

Уроки истории

У древнеримских императоров был такой обычай: как только к власти приходил новый правитель, он сразу отправлялся на войну. Во-первых, чтобы заполучить золото и прочие богатства у завоеванных народов. Добытым император расплачивался с солдатами, а также пополнял государственную казну. А во‑вторых, завоевания должны были продемонстрировать его силу — поднимали рейтинг, если переводить на современный язык. Время от времени походы заканчивались неудачно: император мог погибнуть. Тогда страна погружалась в гражданскую войну и экономический кризис.

Впрочем, и после успешных завоеваний страна могла оказаться в кризисе. Так произошло, например, с Францией в XVIII веке. Вмешавшись в войну между Британской империей и колониями в Северной Америке на стороне колоний, Франция утерла нос своим извечным врагам британцам, но оказалась банкротом. Что в итоге стало толчком к началу Великой французской революции. Той самой, после которой в стране установились свобода, равенство и братство, а простые люди поняли, что у них есть собственное достоинство, и перестали позволять богачам вытирать о себя ноги. Той самой, которая завершилась якобинской диктатурой — одним из самых кровавых политических режимов в истории Европы. Тогда всего за год с небольшим десятки тысяч французов лично познакомились с гильотиной. Переплюнуть эту волну террора смогли только Гитлер, Сталин и Пол Пот.

Считается, что история учит нас только тому, что ничему не учит. На самом деле история не учит ничему только тех, кто не хочет учиться. Допустим, французских крестьян, взбунтовавшихся против слишком высоких налогов и заваривших революцию, оправдывал низкий уровень грамотности, да и Facebook в XVIII веке отсутствовал. Но мы‑то образованнее, поэтому могли бы провести некоторые аналогии и не наступать в энный раз на ох какие старые грабли. Ведь за последние несколько тысяч лет люди совершенно не изменились. Война по‑прежнему остается реализацией чьих‑то территориальных амбиций или средством заткнуть экономические дыры. Революции по‑прежнему начинаются от того, что народные массы больше не могут терпеть, а заканчиваются вовсе не тогда и не с теми результатами, к которым стремились организаторы. А сами организаторы и участники событий по‑прежнему считают свой случай уникальным.

Фразу о том, что история ничему не учит, приписывают Гегелю. Приписывают зря: на самом деле он говорил совсем другое. Сформулированный им парадокс звучит так: история учит человека тому, что человек ничему не учится из истории. Сейчас, пожалуй, самое время наконец понять истинный смысл этой фразы и опровергнуть парадокс немецкого философа. Только тогда наш случай сможет стать действительно уникальным. В противном случае — грабли уже разложены. Еще со времен Древнего Рима.

Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
swetylo swetylo 05 сентября 2014, 01:41

О чем статья? О том , что не стоит бунтовать?

1
реклама
реклама