В прокат выходит фильм «Римская кольцевая дорога» о том, что окружающая город трасса — больше, чем три полосы асфальта

В прокат выходит фильм, победивший на Венецианском фестивале, — «Римская кольцевая дорога»
Снимая документальный фильм о римлянах, живущих около кольцевой дороги, режиссер Джанфранко Рози ухитрился найти занимательных персонажей и экзотические пейзажи

Когда итальянский режиссер-документалист Джанфранко Рози представлял на кинофестивале в Роттердаме свою ленту «Римская кольцевая дорога», которая 18 сентября выходит в украинский прокат, после показа к нему подошла возмущенная зрительница.

«Вы сняли ужасный фильм! — заявила она. — Я хотела увидеть что‑нибудь интересное про Рим. Но вы сняли не про Рим! Где Ватикан, собор Святого Петра, Колизей?» Рози действительно снял ленту не столько про Рим, сколько про римлян, которые живут на окраине города, рядом с кольцевой дорогой — самой длинной в Италии городской трассой.

Рози два года разъезжал на своем фургоне и снимал истории людей, которых встречал. Например, работающего в скорой помощи санитара. Тот в одной сцене перешучивается с пострадавшим в аварии мужчиной: «Так что, я завтра не смогу выйти на работу? А кто же мне оплатит отдых? — Приходите ко мне, я в свободное от работы время раздаю деньги всем вокруг».

В следующем эпизоде санитар спрашивает у своей пожилой и немного не в себе матери, не уложить ли ее спать.

Вот эксцентричный энтомолог рассуждает о том, что пальмы устроены так же, как человеческие души: если паразит проникает в самую глубину и пожирает всю сердцевину, то ни пальма, ни человек не способны защищаться. Немолодые проститутки сетуют на излишне строгих полицейских: «Ну ты представь, он написал, что я была совсем голая! Да я на работу всегда в одежде хожу!». Пожилой интеллектуал из крохотной квартиры в многоэтажке, рыбак, читающий газету своей жене-украинке, владелец роскошной виллы, сдающий ее для съемок, верующие, собравшиеся для коллективной молитвы, актер-неудачник, снимающийся в фоторомане, — все полтора часа «Римской кольцевой дороги» Рози занимается в основном тем, что коллекционирует человеческие типажи.

«В Италии все всегда на все жалуются. Но мои герои смотрят на вещи иначе, они не жалуются», — объясняет режиссер главный метод, по которому подбирал персонажей.

Все человеческие истории, рассказанные в фильме, взяты из жизни. Правда, при этом Рози не утяжеляет свой фильм экскурсами в прошлое — о том, кто его герои, откуда пришли и чем живут, зритель «Римской кольцевой дороги» должен догадаться сам. Рози разве что дает ненавязчивые подсказки: обрывки разговоров, жесты, интерьеры. Как и в жизни, в фильме нет искусственно написанного сюжета.

При этом подача материала — совершенно художественная. Рози время от времени отвлекается от людей и подолгу любуется окружающей их природой. В фильме это выглядит как длинные планы: три минуты медитации на пасущихся рядом с трассой овец или медленно плывущие живописные облака, неторопливый круговой облет камеры, показывающий панораму одного из дворов, пристальное всматривание в огни машин на ночной трассе или падающий на дорогу снег.

Сочетание документальности и художественности в «Римской кольцевой дороге» так поразило великого итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи, что в прошлом году на Венецианском кинофестивале, где он был председателем жюри, он отдал «Золотого льва» именно этой картине — впервые в истории фестиваля главный приз достался документальной ленте. Ее режиссеру, впрочем, удалось показать правду жизни так, что выглядит она привлекательнее и оптимистичнее, чем художественный вымысел у других авторов.

В ТОМ ЖЕ ДУХЕ

«Пейзаж», 2003
Режиссер Сергей Лозница
Зимой на остановке где‑то в российской глубинке люди ждут автобус и, чтобы скоротать ожидание, беседуют друг с другом о жизни. Эти разговоры сложно назвать глубокими или важными, но за ними угадывается не только быт, но и характеры людей. Отечественный режиссер Сергей Лозница и в своих художественных фильмах умеет через мелочи точно передать характер героя. Но в документальных картинах, с которых он начинал и к которым время от времени возвращается, это его умение наблюдать за людьми со стороны достигает запредельных высот.

 

«Жизнь за один день», 2011
Режиссеры Кевин Макдональд, Хироаки Аикава, Синди Баэр и др.
Проект, придуманный режиссером Кевином Макдональдом («Последний король Шотландии», «Большая игра»), наглядно демонстрирует, что анекдот о тысяче обезьян, которые, если их посадить за печатные машинки, в итоге выдадут «Войну и мир», недалек от правды. Макдональд собрал несколько тысяч короткометражек, снятых по всему миру об одном дне из жизни желающими поучаствовать в проекте, и взял из каждой по паре секунд. В итоге у него получилось впечатляющее своей простотой и одновременно глубиной эпическое полотно о любви, дружбе и смысле жизни.

 

«Юность», 2014
Режиссер Ричард Линклейтер
В ролях: Итан Хоук, Патриция Аркетт
Американский режиссер Ричард Линклейтер («Перед рассветом», «Перед закатом») скрестил художественное и документальное кино так, как раньше никто не додумывался сделать. Он снял вымышленную историю взросления одного мальчика, которого зритель встречает пятилетним, а расстается на его 18‑й день рождения. Но растянул процесс на 12 лет и снимал все эти годы одних и тех же актеров, наблюдая и за их изменениями тоже. В итоге у Линклейтера получился трехчасовой портрет не только одного мальчика, но и всей его семьи. А благодаря вниманию к деталям — и всего общества в целом.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама