Економіка

госфинансы

В июле правительству удалось преломить тренд последних трех месяцев и увеличить поступления в госбюджет на 14,4 %

В июле правительство увеличило поступления в госбюджет на 14,4 %
Несмотря на сокращение импорта на 12,8 % за семь месяцев, таможенникам удалось ограничиться сокращением сборов на 3,5 %
Фото: Украинское фото

В июле тенденция недостаточно быстрого роста доходов госбюджета изменилась. Если последние три месяца они сокращались, упав на 7,8 % в июне и на 8,2 % в II квартале, то, по данным Государственного казначейства, в июле они снова выросли — на 14,4 %. В частности, поступления в общий фонд, снизившиеся в июне на 6,5 %, в июле увеличились на 26,5 %. Это помогло ускорить рост по итогам семи месяцев в целом до 1,7 % и по общему фонду до 3,8 %. Всего за январь-июль в госбюджет поступило 189,7 млрд грн, из которых 166,3 млрд грн в общий фонд.

Смена тренда

Ускорение роста доходов — заслуга Министерства доходов и сборов, которое в январе-июле увеличило налоговые и таможенные поступления в общий фонд госбюджета на 4,5 % — до 180,8 млрд грн благодаря реализации мер по детенизации экономики. Как говорится в сообщении Миндоходов, при сокращении промышленного производства на 5,3 % за шесть месяцев налоговикам удалось увеличить свои сборы на 9,6 %, а таможенникам, несмотря на сокращение импорта на 12,8 % за семь месяцев, — ограничиться сокращением сборов на 3,5 %.

Опрошенные «Капиталом» эксперты полагают, что позитивные показатели июля — временное явление. По словам исполнительного директора центра «CASE Украина» Дмитрия Боярчука, это заслуга не столько детенизации, которая также должна была бы привести к увеличению реальных макропоказателей, сколько эффекта низкой базы. В июле 2012 г. доходы госбюджета упали почти на 20 % из‑за сильного сокращения поступлений от налога на прибыль предприятий. Как объясняет экономист, тогда поступления от этого налога были подвержены сезонности — большая часть выплат приходилась на середину квартала, поэтому в июле 2012 г. в госбюджет за счет него поступило лишь порядка 500 млн грн. Но после того как налоговики обязали компании делать авансовые платежи по налогу на прибыль, поступления от него стали распределяться более равномерно — в среднем по 4 млрд грн в месяц, сколько приблизительно и поступило в июле 2013 г., уточнил Боярчук. Почти 80‑кратное увеличение поступлений от налога на прибыль и стало причиной ускорения роста доходов в июле.

В последующие месяцы, по мнению эксперта, эффект низкой базы исчезнет, и доходы госбюджета продолжат снижение. По итогам 2013 г. недовыполнение доходной части государственного бюджета будет на уровне 25 млрд грн, предполагает руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий. Дмитрий Боярчук называет другую цифру — более 20 млрд грн.

Экономия на расходах

До июля доходы не просто демонстрировали недостаточно быстрый рост — они существенно отставали от роста расходов. По данным Министерства финансов, в январе-июне доходы госбюджета сократились на 0,2 %, а расходы выросли на 10,3 %. В том числе доходы общего фонда увеличились лишь на 0,8 %, в то время как расходы — на 14,3 %. Но в этом разрыве виноват не слишком быстрый рост расходов, а слишком медленный рост доходов. Согласно бюджетной росписи на 2013 г., по итогам года доходы госбюджета должны вырасти на 4,9 %, в том числе общего фонда — на 8,9 %.

Чтобы справиться с нехваткой средств, правительство решило прибегнуть к недофинансированию расходной части. Как сообщили «Капиталу» в Минфине со ссылкой на Госказначейство, в первом полугодии правительство не смогло профинансировать 7,7 %, или 13,9 млрд грн, запланированных расходов общего фонда государственного бюджета. При плане в 181,2 млрд грн было выполнено расходов лишь на 167,3 млрд грн. Всего правительство выделило 185,4 млрд грн на покрытие совокупных расходов госбюджета.

Отложить до осени

Если во втором полугодии Кабмину не удастся сохранить рост доходов, наблюдавшееся в первом полугодии недофинансирование расходов станет одним из основных инструментов борьбы правительства с нехваткой средств. «Украина за последние десять лет не проводила секвестр бюджета, а проблему недостатка денег решала (кроме роста долговой нагрузки) путем роста текущей бюджетной задолженности, то есть недофинансирования расходов или откладывания платежей на следующие бюджетные периоды», — рассказывает Александр Паращий. Согласно данным Госказначейства, в 2012 г. недофинансировано было 7,3 %, или 31,4 млрд грн расходов госбюджета, в том числе 4,8 %, или 17,2 млрд грн, из общего фонда.

В этом году возможности для недофинансирования ограничены. Как объясняет Александр Паращий, 95,4 % расходов в структуре бюджета — в основном защищенные статьи, к которым относятся зарплаты бюджетникам, социальные расходы, обслуживание долга, трансферты государственным органам и предприятиям. Экономия на них, по словам эксперта, — негласное табу. Когда аналогичная ситуация сложилась в 2010 г. и 2012 г., основная экономия была за счет капитальных расходов, которые финансировались на 65‑68 %. В то же время недофинансирование по текущим расходам допускалось максимум на 4 % от плана. По мнению эксперта, в 2013 г. ситуация повторится. «Но учитывая значительную долю текущих расходов в бюджете этого года, общее недофинансирование расходов не может превысить 5 % от плана (около 20 млрд грн) до конца года», — считает аналитик. Аналогичного недофинансирования расходов ожидает и Дмитрий Боярчук.

Поправить ситуацию мог бы секвестр бюджета — урезание плана по расходам. Напомним, в конце июля первый вице-премьер Сергей Арбузов заявил, что в сентябре, когда начнет свою работу новая сессия Верховной Рады, Кабмин внесет на рассмотрение парламента законопроект об изменениях в госбюджет-2013 по итогам января-июня текущего года. Однако будет ли парламенту предложен именно секвестр бюджета, Арбузов не уточнил. Сейчас правительство занимается пересмотром макроэкономических прогнозов.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама