Ремонтировать нельзя сносить

Ремонтировать нельзя сносить
Фото: Виола Соколан

В киевском Молодом театре сыграют премьеру по пьесе словацкого драматурга Освальда Заградника «Соло для часов с боем». За бенефисом актрисы Татьяны Стебловской и множеством цитат режиссера Игоря Славинского из культовых столичных постановок прошлых десятилетий стоит попытка откровенного разговора о стране, с которой нужно что‑то делать.

Свою новую работу на сцене Молодого театра Игорь Славинский, один из самых тонких и поэтичных столичных режиссеров, называет итоговой, а с режиссерами такое случается нечасто. Когда же его прямо спрашиваешь: «О чем, собственно, будет спектакль?», он после недолгих размышлений шутливо, но вполне уверенно отвечает: «О люстрации». Конечно, Славинский наизусть знает телеверсию 1974 года знаменитой постановки МХАТ по комедии Заградника «Соло для часов с боем», в которой блистало старшее поколение великолепных артистов: Ольга Андровская, Алексей Грибов, Марк Прудкин и другие. Но его спектакль, в котором задействованы артисты все‑таки помладше, и сделан иначе, и акцентирует внимание немного на другом. Конфликт дедов и внуков (именно так, с пропуском по умолчанию среднего поколения) здесь расширен до масштабов двух противоборствующих общественных партий. Тех, кого жизнь научила хвататься за любую иллюзию в поисках жизненного смысла (привет всем без исключения фильмам Вуди Аллена последних лет), и тех, кто надеется без особых усилий и не имея для этого ничего, кроме молодости, построить светлое будущее.

Действие этой грустной комедии происходит в крохотной квартирке бывшего лифтера Франтишека Абеля (Александр Безсмертный), где по пятницам собирается компания одиноких чудаков из дома престарелых. Перед их приходом Абель каждый раз вынужден прятать в шкаф часы, так как его друга Райнера (Валерий Легин), «чокнутого болтуна с энциклопедической эрудицией», преследует безумная идея синхронизировать ход всех часов мира и тем самым навести хоть какой‑то порядок. А еще — отремонтировать часовой механизм на городской башне, для чего он регулярно пытается взобраться вверх по отвесной стене. У отставного рассыльного Хмелика (Анатолий Петров) другие привычки: «всю жизнь был на побегушках, а теперь остановиться не может». Где только можно он услуживает не «хозяевам жизни», а собственным друзьям: таскает за ними тяжеленные чемоданы, бегает в магазин за чаем и обслуживает за столом. Инспектор Мич (Игорь Щербак и Александр Галафутник будут исполнять эту роль по очереди) после выхода на пенсию тоже не смог избавиться от профессиональных привычек, его друзьям остается только подыгрывать сумасбродным допросам старика. Особенную пряность и колорит в мужской актерский квартет вносит пани Конти (бенефис Татьяны Стебловской). Воображаемой внучке основателя сети отелей «Континенталь» все пытаются угодить, и именно это в конце концов приводит события пьесы к грустному финалу.

Противовесом старосветской идиллии служит молодая пара: внук Абеля Павел (Станислав Бжезинский, Анатоль Фон-Филандра) и его невеста Дария (Катерина Варченко, Мария Пустова), живущие под девизом «Мы будем другими. И мир будет другим». Собственно, как и все — кто хоть сто лет назад, хоть сегодня — мечтают о постройке правильного нового мира за счет полной ликвидации всего старого. Даже, кажется, не подозревая, что старое очень скоро уйдет само по себе, но по сути это ничего не решит.

Игорь Славинский согласен: когда в стране идет ремонт, ремонтировать надо все. Но держа в уме модную сегодня борьбу со «старым театром» и вообще всем, что плохо вписывается в представление о современном и прогрессивном, он нарочно насытил поучительную комедию цитатами из культовых киевских спектаклей прошлых десятилетий. Главным же ориентиром для него и художника-постановщика Владимира Карашевского стала «Сказка о Монике» Виталия Малахова. Открытая глубокая сцена, приспущенные штанкеты, накрытая тканью мебель. Не квартира, а строительная площадка, где нужно или вовсе ничего не трогать, или менять все до несущих стен. А что из этого может получиться — это уже тема другого спектакля.

 

Киевский академический Молодой театр
27 декабря, 19:00

 

Также на ближайшей неделе

«Энеида»
Ивано-Франковский академический областной украинский музыкально-драматический театр им. И. Франко, 21 декабря, 18:00
Хотя в премьерной афише инсценизация хрестоматийной поэмы Ивана Котляревского проходит по жанру феерии-бурлеска, режиссер спектакля, автор сценического решения и музыкального оформления Ростислав Держипильский особенно заигрывать со зрителем не настроен. О важности работы говорит приглашение киевлянки Ольги Семешкиной, которой нет равных в постановке пластических эпизодов.

«Варшавская мелодия»
Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки, Сцена под крышей, 
25 декабря, 20:00
После легендарной «Варшавской мелодии» Эдуарда Митницкого в Русской драме, показанной за два десятилетия 670 раз, нужно иметь мужество, чтобы снова взяться за историю Леонида Зорина о любви консерваторской студентки Гелены и бывшего фронтовика Виктора. Режиссеру Ольге Гаврилюк вместе с актерами Алисой Тункевич и Вячеславом Николенко придется соревноваться не только с прошлым, но и с настоящим, где браки с иностранцами стали нормой жизни.

«Двое на качелях»
Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра, 27 декабря, 19:00
В постановке молодого режиссера Андрея Попова знаменитая бродвейская мелодрама Уильяма Гибсона «Двое на качелях» превратилась в настоящий психологический триллер. Художник Олег Лунев поддержал эксперимент, переместив молодых любовников Гитель (Елена Бушевская) и адвоката Джерри (Акмал Гурезов) с метафорических качелей в нечто вроде парусников, которым не суждено прибиться к берегу.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама