Экономика

монополии

Железные дороги будут судиться с Антимонопольным комитетом за выписанные штрафы

Железные дороги будут судиться с Антимонопольным комитетом за выписанные штрафы
Теперь железные дороги обяжут платить, штрафы Антимонопольного комитета могут составить рекордную для Украины сумму
Фото: Украинское фото

Как стало известно «Капиталу», оштрафованные Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) предприятия железных дорог готовятся обжаловать в суде решения ведомства. В частности, как сообщил изданию первый заместитель начальника Львовской железной дороги (ЛЖД) Александр Ефименко, их предприятие не намерено мириться ни с выводами комитета, ни с указанными штрафами.
Последнее решение Антимонопольный комитет вынес в пятницу, оштрафовав госпредприятие «Одесская железная дорога» (ОЖД) на 50 млн грн за злоупотребление монопольным положением при предоставлении пассажирам в пользование комплектов постельного белья. Это был четвертый штраф за подобное нарушение для железных дорог за последний месяц. Первым предприятием, к которому АМКУ применил санкции, была Львовская железная дорога. Комитет обвинил ее в нарушении двух статей закона о защите экономической конкуренции, признав, что ЛЖД злоупотребляла монопольным положением на общегосударственном рынке услуг по предоставлению пассажирам в пользование комплектов постельного белья в вагонах поездов, которые она обслуживает, с 2007 г. по I полугодие 2013 г.
Как и в случае с ОЖД, львовское предприятие было оштрафовано на 50 млн грн. В конце июля такой же штраф получила Приднепровская железная дорога. Еще одна «жертва» комитета — Южная железная дорога. Правда, это предприятие, в отличие от других трех, отделалось штрафом в 250 тыс. грн. Почему разнятся суммы штрафов за аналогичные нарушения, в АМКУ не уточняют. На момент сдачи номера пресс-служба ведомства на вопросы «Капитала» не ответила.

Подготовку к расследованиям АМКУ начал еще в прошлом году, проанализировав стоимость пользования постельным бельем в поездах. Тогда же было принято решение о возбуждении отдельных дел относительно действий шести железных дорог. Как рассказал изданию чиновник из аппарата АМКУ, в ближайшие несколько недель станут известны решения комитета и в отношении еще двух предприятий — «Донецкой» и «Юго-Западной» железных дорог.

Ответная реакция

По словам Александра Ефименко из ЛЖД, во время рассмотрения дела АМКУ не в полной мере выяснил обстоятельства, имеющие значение для расследования. «Изложенные в решении выводы не соответствуют обстоятельствам дела, а само решение принято с нарушением норм материального и процессуального права», — сообщил Ефименко. Согласно же сообщению АМКУ, комитет еще в прошлом году рекомендовал ЛЖД привести тарифы на услуги по пользованию бельем к экономически обоснованному уровню. Но в определенный комитетом срок нарушение не было устранено. По словам Ефименко, рекомендаций комитета относительно того, на какую сумму железная дорога должна была снизить стоимость услуг, к ним не поступало. В целом же, как объяснил собеседник издания, на предприятии считают, что размер штрафа в 50 млн грн не соответствует нормам Гражданского кодекса. Выплата такой суммы ударит по бюджету предприятия, приведя к дестабилизации его работы, уверяет он.

Свое намерение обжаловать решение АМКУ «Капиталу» также подтвердило руководство «Приднепровской железной дороги». В ответ на запрос издания замначальника железной дороги по экономическим вопросам Александр Мазнев сообщил, что предприятие выполнило рекомендации комитета относительно пересмотра стоимости услуг, полученные еще в марте 2012 г. После этого, по словам Александра Мазнева, АМКУ вынес соответствующее представление. «Указанными рекомендациями «Приднепровская железная дорога» руководствовалась в течение последнего года, что свидетельствует об отсутствии нарушения конкурентного законодательства со стороны железной дороги», — подчеркнул представитель предприятия, отметив, что решение АМКУ в отношении их железной дороги не соответствует требованиям законодательства.

Умение договориться

До недавнего времени все споры «Укр­залізниці» и ее дочерних структур с АМКУ не имели такого резонанса. В отношении железных дорог ведомство ограничивалось, как правило, штрафами в несколько десятков тысяч гривен либо же рекомендациями. Поэтому эксперты расходятся в оценках нынешних действий АМКУ. Экс-министр транспорта Евгений Червоненко не видит в этом политической составляющей, но не исключает, что миллионные штрафы связаны с необходимостью наполнить госбюджет. И тогда это лишь первые дела, которые затевает комитет в отношении к госмонополий, и за ними последуют другие.

Юристы, в свою очередь, неоднозначно оценивают шансы железных дорог вы­играть суд у Антимонопольного комитета. Учитывая, что обе стороны конфликта являются государственными структурами, дела могут затягиваться, переходя от инстанции к инстанции. Как объяснила «Капиталу» партнер международной юридической фирмы AstapovLawyers Антонина Ягольник, государственный статус предприятий значительно усиливает их позиции в судебном разбирательстве с АМКУ. Однако, по мнению юриста, железным дорогам будет сложно доказать в суде экономическую обоснованность установленных ими тарифов. «В Европе уже существует практика, когда для монополий определяется экономически обоснованный уровень прибыльности. В зависимости от рынка он может быть от 15 % до 30 %. У нас также есть примеры и наработки определения маржинальности для монополий, но пока нет обобщенных рекомендаций. Зачастую это зависит от сектора экономики и обстоятельств дела», — отметила Антонина Ягольник. При этом эксперт подчеркнула, что предприятиям есть смысл обсуждать детально такие вопросы с АМКУ еще до начала разбирательства, поскольку в судах, как правило, нет узкопрофильных специалистов, знакомых с нюансами антимонопольных споров. Для этого требуются знания не только в юридической, но и в экономической сфере.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама