Экономика

торговля

Украина готова пересмотреть размер спецпошлин на импортные авто. Но о конкретных сроках речь пока не идет

Украина готова пересмотреть размер спецпошлин на импортные авто
Вместе с Россией пересмотром спецпошлин смогут воспользоваться и европейские автопроизводители
Фото: Алексей Солодунов

Министерство экономического развития и торговли рассматривает возможность поэтапного снижения специальных пошлин на импортные автомобили в 2014 г. Об этом накануне сообщил министр Игорь Прасолов, заявив о трех возможных вариантах либерализации заградительной меры. Хотя и не уточнил, о каких именно вариантах идет речь. В пресс-службе министерства «Капиталу» сказали, что говорить о сценариях развития пока преждевременно, поскольку все они еще на этапе доработки и согласования.

Заявление о возможном пересмотре последовало сразу после встречи украинской правительственной делегации в Москве с представителями Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Намерения, анонсированные Игорем Прасоловым, напрямую связаны с возможными послаблениями торговых санкций со стороны стран Таможенного союза (ТС) в пользу Украины. В частности, как сказал министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев, ТС «озабочен защитными мерами Украины по автомобилям и углю, а украинская сторона обеспокоена ограничениями поставок труб и карамели». И хотя о торговых компромиссах Украина пытается договориться только с Россией, отменять пошлины придется для всех стран. Иначе это может повлечь разбирательства в рамках ВТО.

Отвергнутая инициатива

Защитную меру для своего автопрома Украина ввела в апреле 2013 г. Поводом для этого послужило соответствующее решение Межведомственной комиссии по международной торговле при Кабмине. Введение спецпошлин лоббировали украинские производители, жалуясь на спад внутреннего производства, усугубленный мировым финансовым кризисом. Накануне введения спецпошлин Игорь Прасолов заявил, что это вынужденная и временная мера, вызванная сокращением темпов работы автопрома на 79 % по сравнению с 2008 г. Несмотря на замечания и опасения импортеров, пошлины были введены на новые легковые машины, ввозимые из‑за рубежа. Для автомобилей с объемом двигателя 1‑1,5 тыс. куб. см ставка составила 6,46 %, для двигателей 1,5‑2,2 тыс. куб. см — 12,95 %.

Решение правительства ввести заградительные меры в одностороннем порядке и без предварительных консультаций с ВТО критически восприняли основные импортеры автомобилей в нашу страну. В конце октября Япония инициировала консультации с Украиной по этому поводу. Дипломаты в Токио заявляли, что инициатива украинского правительства не согласуется с положениями генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и соглашением ВТО о защитных мерах. Несмотря на аргументацию украинского Минэкономразвития, японская сторона настаивала на том, что у Киева не было оснований для таких ограничений. В частности, не было резкого увеличения импорта, наносящего урон национальному производителю.

Японию позже поддержали Россия, США, Республика Корея и ЕС. Наиболее агрессивно на действия Украины отреагировала Турция. Не скрывая своих мотивов, Анкара ввела пошлину в размере 23 % на импорт украинских очищенных и неочищенных грецких орехов. О готовности ответных действий еще летом уведомила российская сторона, оценив для себя ущерб от пошлин Украины в $ 36,12 млн. Компенсатором были выбраны украинский шоколад и шоколадные изделия, флоат-стекло и уголь.

Незамедлительная реакция

Изначально планировалось, что заградительные пошлины будут действовать три года. Но в Минэкономразвития не исключали, что срок может быть пересмотрен в случае изменения условий, при которых они вводились, — то есть если дела автопрома пойдут на улучшение. Формальные условия пока не соблюдены. По данным ассоциации «Укравтопром», с начала года выпуск автомобилей сократился. Впрочем, отдельные предприятия заявляют о росте производства. В частности, по данным Кременчугского автосборочного завода, который входит в группу АИС, за 11 месяцев 2013 г. с производственного конвейера сошло в 2,5 раза больше автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. В компании связывают это непосредственно с введением спецпошлин. Как сказано в аналитическом бюллетене Кабмина, кроме АИС, ни одному заводу пока не удалось нарастить производство из‑за усложненного сбыта продукции в России, где введен утилизационный сбор.

В $36,12 млн оценила Россия ежегодный ущерб от введения Украиной спецпошлин на импорт автомобилей

Неудивительно, что на заявление Игоря Прасолова отечественные предприятия отреагировали молниеносно. Вчера президент корпорации «Богдан» Олег Свинарчук сказал: спецпошлины необходимо сохранить в существующем размере для защиты внутреннего рынка и производителей. Он не исключает, что в случае активизации сотрудничества с Россией украинские автопроизводители получат более широкий доступ к российскому рынку, однако говорить о конкретных выгодах пока рано.

С другой стороны, в случае полной отмены пошлин на украинский рынок вернутся те модели, поставки которых свернули или не начали на момент введения пошлин, говорится в экспертном выводе информационно-аналитической группы AUTO-Consulting.

У гендиректора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко вызывает недоумение тот факт, что Минэкономразвития готово идти на снижение ставок пошлин, хотя ранее вводило их на основании формул и математических расчетов. «Экономически обоснованные предпосылки вводить пошлины или существуют, или их нет. Третьего не дано. Если ущерб производителям будет доказан, это все примут и согласятся, если нет — нужно отменять», — подчеркнул он в комментарии «Капиталу».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама