Бізнес

молочная промышленность

Закупочные цены на молоко выросли на 20 %. Розница к такой динамике не готова. Переработчики жертвуют маржой

В первом полугодии 2013 г. закупочные цены на молоко повысились на 19,8 % до 3,25 тыс. грн за тонну по сравнению с соответствующим периодом 2012 г., свидетельствуют данные Государственной службы статистики. Это рекордный за последние три года показатель.

Жертвы глобализации

Основная причина подорожания молока — высокие цены на мировых рынках, считает руководитель аналитического департамента консалтинговой компании «ААА» Мария Колесник. «Украина интегрирована в глобальную торговую систему, отечественная продукция конкурентоспособна. Поэтому ценовая ситуация на внутреннем рынке молочного сырья имеет определенную зависимость от тех процессов, которые происходят на мировом рынке молочной продукции. Именно ценовые индикаторы мирового рынка и служат базой для формирования закупочных цен», — соглашается заместитель генерального директора Украинской аграрной конфедерации (УАК) Александр Ярославский.

«Засуха в Новой Зеландии привела к сокращению производства молока в стране и к подорожанию кормов. Следовательно, цены на молоко тоже выросли», — подчеркнула эксперт аграрных рынков ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ) Алина Жарко. Поскольку Новая Зеландия — один из крупнейших экспортеров молочной продукции (более 15 % мирового рынка), ее цены существенно влияют на глобальный рынок, объяснила она.

По данным Министерства аграрной политики и продовольствия, Украина экспортирует около 800 тыс. т цельномолочной продукции в год, а производит 2,1 млн т. Импорт в Украину составляет примерно 300 тыс. т.

Разница в стоимости молока у частных хозяйств и промышленных производителей также повлияла на рост средних закупочных цен, считает Александр Ярославский. По его словам, переработчики стали снижать закупки дешевого молока у домохозяйств в пользу более качественной продукции крупных ферм. Эксперт отмечает, что молоко, приобретенное у частников, на 30 % дешевле, чем у сельхозпредприятий. В прошлом году разница была меньше и достигала 20 %.

Стоимость молока и молочных продуктов в рознице в первом полугодии 2013 г. осталась на уровне прошлогодних показателей, сообщил аналитик Украинской аграрной ассоциации (УАА) Марьян Заблоцкий. По информации заместителя председателя правления ассоциации «Укрмолпром» Зинаиды Карпенко, розничные цены, в отличие от закупочных, не выросли, поскольку покупательная способность соотечественников очень низкая. «Кошельки украинцев вряд ли выдержали бы значительное подорожание», — убеждена она.

В первом полугодии рентабельность переработки молока в среднем по рынку составила 0,9 %, в минувшем году — 2,6 %, уточнила Карпенко. 40 % предприятий, занимающихся переработкой, убыточны. Крупные агрохолдинги работают с рентабельностью 12‑17 %.

Рост цен продолжится

Закупочные цены на сырое молоко будут повышаться из‑за влияния мировых рынков и сезонных факторов, уверена Мария Колесник. По прогнозу Марьяна Заблоцкого, к концу года рост составит примерно 10 %. Этот фактор положительно скажется на развитии фермерства, полагает Алина Жарко. «Положительная ценовая ситуация должна приостановить снижение поголовья коров в сельхозпредприятиях и повысить показатели эффективности деятельности агроструктур. В итоге они смогут повысить свои доходы, а также компенсировать рост стоимости концентрированных кормов», — полагает Жарко.

Рост цен может ударить по качеству молочных продуктов, считает глава совета директоров Союза молочных предприятий Вадим Чагаровский. «Ситуация может спровоцировать недобросовестных производителей удешевлять продукты в ущерб качеству», — отметил он.

Во втором полугодии 2013 г. среднерыночная рентабельность переработчиков молока составит, по расчетам Зинаиды Карпенко, 1,5‑2 %. Она допускает, что некоторого подорожания стоит ожидать и в рознице: по мере созревания сыров, на приготовление которых требуется длительное время, и поставок их в сети.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама