Технології

игра без правил

Крупнейшие интернет-проекты России и Украины учатся работать с Крымом по‑новому

Признание Российской Федерацией Крыма своей территорией уже отразилось на деятельности крупнейших интернет-сервисов Уанета и Рунета. Онлайн-магазины и электронные платежные системы начали терять клиентов, в то время как посещаемость социальных сетей, наоборот, стала резко расти.

Покупки сокращаются

Число заказов из Крыма в крупнейшем интернет-магазине Украины Rozetka.ua за последние две недели упало в разы, сокрушается его руководитель Владислав Чечеткин. Раньше такие заказы составляли около 10 % в общем объеме магазина, оборот которого в 2012 г., по оценкам Forbes, составлял $ 270 млн.

Та же тенденция наблюдается и в магазине Fotos.ua (его выручка, по данным Forbes, в 2012 г. составила около $ 50 млн). Руководитель отдела закупок бытовой техники Fotos.ua Ирина Важовая рассказывает, что в среднем объем заказов из Крыма у магазина составлял 5‑8 % от общего объема его продаж по Украине. Доля Крыма доходила максимум до 10 % от общего товарного оборота. Но сейчас онлайн-площадка вообще не осуществляет продажи на территорию Крыма. Количество посещений крымскими пользователями интернет-магазинов на площадке Prom.UA за последний месяц уменьшилось на 37 %, а число заказов — на 37,2 %, сообщает директор по развитию бизнеса Prom.ua Денис Горовой. Такое снижение он связывает с нестабильной политической и экономической ситуацией на полуострове, уменьшением потребительского спроса и ухудшением потребительских настроений.

У Allegro Group, которой принадлежит Prom.ua, в России есть аналогичный проект — Tiu.ru. Количество его посещений из Крыма за полгода увеличилось на 41 %, а изменений по объему заказов практически нет, отметил Горовой. Количество заказов на Prom.ua, сде-ланных из Крыма и Севастополя, за последние полгода, по его словам, упало незначительно — на 14,9 %. За это время из общего объема заказов на Prom.ua только 2,7 % осуществили пользователи из Крыма. В то же время из интернет-магазинов в Крыму лишь 0,4 % заказов были сделаны для доставки в материковую часть страны. При этом из всех заказов на полуострове доля заказов в другие регионы Украины составила 80 %.

Удар рублем

Отчасти на количество заказов повлияло то, что с 13 марта пересылку отправлений в Крым прекратили почтовые службы «Нова Пошта», «Автолюкс», «Ночной экспресс», «Мист-Экспресс». С 18 марта они возобновили работу в обычном режиме. Заказы от жителей Крыма начала принимать и Rozetka. Хотя из‑за усиленной охраны и проверок содержимого почтовых отправлений заказы могут задерживаться на день-два, объяснила «Капиталу» менеджер по внешним коммуникациям «Нової Пошти» Елена Данильченко. Руководство Fotos.ua планирует возобновлять отправку заказов в Крым, если крымчане продолжат работать с гривной. С введением российского рубля в качестве официальной валюты на полуострове, украинские интернет-магазины окажутся вне закона. «Мы работаем в рамках украинского законодательства, которое запрещает нам внутри страны торговать в валюте», — рассказывает представитель Fotos.ua. «Но сейчас не только мы не знаем, как работать дальше. Сам Крым этого пока не знает», — добавляет Чечеткин.

После введения рубля вне закона окажутся также электронные платежные сервисы и системы. «Если на полуостров будут распространяться российские законы, то для работы там придется получать лицензию на международную деятельность. Это довольно длительный процесс. К тому же местным жителям наверняка предложат российскую альтернативу», — говорит начальник департамента развития компании GlobalMoney Владимир Минаков. Платежная система работает с электронными деньгами, эмитентом которых является государственный Ощадный банк. Кошельки GlobalMoney пополняются в гривнах через платежные терминалы. «Если Крым перейдет на рубли, то непонятно, как в таком случае проводить взаиморасчеты», — недоумевает он.

Между двух стран

Подстроиться под украинское и российское законодательства одновременно пытаются и российские интернет-компании, работающие в Украине. Так, на прошлой неделе «Яндекс» заявил о том, что в своих сервисах «Поиск», «Новости» и «Карты» будет показывать украинцам Крым как часть Украины, а россиянам — как часть РФ. «Мы работаем для своих пользователей из разных стран и отражаем для них ту действительность, которая их окружает», — говорится в сообщении «Яндекса».

Генеральный директор компании в Украине Сергей Петренко сообщил «Капиталу», что «Яндекс» старается учитывать картину мира пользователей, но ограничен законодательством. Так, после референдума в Крыму президент России подписал международный договор о присоединении Крыма и Севастополя к России, а Конституционный суд Украины признал референдум противоречащим Конституции Украины.

Российские социальные сети с подобными трудностями пока не сталкивались. Пресс-секретарь «ВКонтакте» Влад Леготкин сообщил «Капиталу», что украинская аудитория социальной сети продолжает расти. «Если в сентябре прошлого года в среднем за сутки было 9,77 млн уникальных посетителей, то 27 января был поставлен новый рекорд «ВКонтакте» в Украине — более 12 млн», — сообщил он. При этом, по данным Liveinternet, в феврале более 70 % посетителей сайта из Украины составляли пользователи, чей возраст превышает 25 лет.

Получить комментарий представителей Mail.Ru Group, которой принадлежит соцсеть «Одноклассники», не удалось. Согласно статистике Liveinternet, в декабре-марте среднесуточная аудитория соцсети из Украины выросла на 10 % — с 5 млн до 5,5 млн. Такие темпы роста сохраняются с мая 2013 г.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама