Інтереси

искусство

Обладатель фотографического «Оскара» Роман Пятковка объяснил, почему фотографу не нужно тиражировать снимки и как формируются цены на работы

Обладатель фотографического «Оскара» Роман Пятковка объяснил, почему фотографу не нужно тиражировать снимки и как формируются цены на работы
Фото: из личного архива

Фотограф Роман Пятковка любит рассказывать о своих профессиональных успехах. Сейчас он ведет переговоры с французскими галеристами и собирается участвовать в фотофестивале в Сингапуре. В конце прошлого года его снимки попали в вышедший в Британии сборник современной фотографии «Eyemazing: The New Collectible Photography» — настольную книгу ведущих западных коллекционеров. «Быть в одном издании с моим любимым фотографом Антуаном д’Агатой — это приятно», — говорит Пятковка. Впрочем, европейские коллекционеры ценили его и раньше: украинец хорошо продается в Великобритании, Голландии и скандинавских странах. «Я считаю, что хорошие закупки — когда коллекционер приобретает сразу несколько серий — лучше, чем единичные стотысячные продажи», — рассуждает фотограф. Он предпочитает работать проектами — сериями фотографий по 8‑10 штук. Обычно вся серия стоит $ 15‑20 тыс.
Прошлый год принес Пятковке фотографический «Оскар» — награду Sony World Photography Awards. Приз вручается ежегодно в нескольких номинациях (украинца признали лучшим концептуалистом года) и является одной из главных наград в современной мировой фотографии. Ироничные фотоколлажи из серии «Советское фото», которые и принесли своему автору награду, Пятковка затем выставлял в Харькове в рамках проекта «Время выдержки». В Киеве снимки Пятковки участвовали в экспозициях «Уроки рисования», «Параллели» и «Социальная эйфория», где выставлялись также молодые отечественные фотографы. Такое соседство Пятковка выбрал намеренно: поиск и поддержка перспективных украинских фотохудожников — один из его профессиональных интересов, он организовывает для них выставки и в Украине, и за рубежом. А также собирает: у Пятковки есть коллекция современной и антикварной фотографии.

— Является ли фотография отдельным сегментом арт-рынка?
— На мировом арт-рынке существует небольшой, но весомый сегмент фотографического искусства. При этом фотография как мультимедийное средство выражения идей используется многими художниками, которые не позиционируют себя как фотографы. Таким образом они выходят из узкой ниши и попадают в более широкий сегмент современного искусства. Достаточно много украинских фотографов находятся именно в более широком сегменте. Например, Борис Михайлов или Сергей Братков, которые занимаются фотографией, но попадают в галереи и музеи все‑таки как художники. То же могу сказать о себе. Поэтому границы сегодня размыты. Хотя существует целый ряд институций, которые занимаются исключительно фотографией. Они популярны во всем мире. Коллекционеров, собирающих только фото, очень много в Европе. Есть они и в России — в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В Украине, честно говоря, я таких не знаю.

— Почему?
— Проблема в том, что полноценного арт-рынка в Украине до сих пор не существует. А если говорить о фотографическом сегменте, то он вообще находится в состоянии эмбриона. Почти нет чисто фотографических галерей — есть одна в Киеве, может, еще несколько в провинции. Нет заведений, которые готовят профессиональных фотохудожников. Нет музеев фотографии. В Европе в полумиллионном городе обязательно есть музей современного искусства и как минимум треть или четверть галерей специализируются исключительно на фотографии.

— Нужно ли это у нас?
— Безусловно. Потому что Украина — достаточно «фотографическая» страна. Я имею в виду не журналистскую фотографию, а именно ту, которая должна работать на арт-рынке. Технологии стали общедоступными, и многие люди, которые хотят творчески самовыражаться, имеют такую возможность. Сегодня в Украине очень много хороших молодых фотографов. Например, Полина Карпова, Игорь Чекачков, Эльмира Сидяк, Оксана Курчанова, группа «Шило» и «БОБА-group» из Харькова, Богдан Гуляй из Чернигова, Сергей Мельниченко из Николаева, Ярослав Солоп, Валентин Бо и группа «Лук» из Киева. Это ребята, которым нет и 30, а то и 25. Перечислять можно довольно долго. Не говоря уже о том, что у нас колоссальное постсоветское наследство. Это в первую очередь харьковская школа фотографии: Михайлов, Братков, Евгений Павлов, я, Сергей Солонский. Это та плеяда, которая вышла из советского времени и до сих пор функционирует.

— Что сейчас наиболее востребовано среди коллекционеров?
— В Англии, главном на сегодня фотографическом центре, коллекционеров интересуют уже состоявшиеся имена. С другой стороны, одна из крупнейших лондонских галерей занимается винтажной печатью, и это сейчас модно. Когда фотограф делает работу, он распечатывает отснятую пленку, раскладывает, рассматривает. Потом берет два шедевра для проекта, а остальные 34 кадра распечатывает в виде маленьких картинок 9 на 12 или 5 на 10. У меня остались такие миниатюры с 80‑х. И вдруг они стали продаваться, по £ 80‑90, максимум — £ 150. Конечно, за моей подписью. Тем более, это однотиражные картинки. Но вообще фотография не только в Украине продается достаточно вяло. Я все еще на плаву, потому что меня собирают не только люди, интересующиеся фотографией. Меня собирают те, кто коллекционирует современное искусство.

— А почему фотография так плохо продается?
— Фотография — слишком молодое искусство по сравнению со всем остальным. Мы уже знаем, что Андреас Гурски или классика фотографии стоят миллионы. Но фотографии слишком мало лет, чтобы можно было адекватно соизмерять ее со всем арт-рынком.

— Но ведь сегодня главные ценовые рекорды ставят произведения искусства, которым нет и ста лет.
— Тем не менее, современное искусство использует старые методы классического искусства — скульптуры и живописи.

— Как формируется цена на снимки?
— Важна тиражность. Фотография покупается за несоизмеримо меньшие деньги, чем другие виды искусства, потому что у нее есть одно слабое место — она может быть колоссально тиражирована. С появлением цифровых технологий тираж может достигать миллиона копий. Это убивает цену одной единицы. Почему мои фотографии имеют цену? Потому что есть технологии, которые не позволяют тиражировать. У меня есть целый ряд таких проектов — расписанные фотографии или фотографии, напечатанные специальным непредсказуемым химическим способом, воспроизвести которые невозможно. Фотографии, которые печатались так, что негатив разрушался в процессе печати. Их вообще нельзя воссоздать. Это искусственно смоделированная нетиражность. Это первое. Второе: цена определяется годом печати. То есть если фотография напечатана в 1990‑е, даже небольшая и не очень известного автора, цена будет достаточно высокой, потому что это винтаж, который скоро станет антиквариатом. Также цена определяется именем автора. Существуют рейтинги, табели о рангах, есть первая десятка, сотня и так далее. И чем выше позиция, тем выше цена.

— Сложно ли хранить фотографию?
— Фотографии — как акварель: их нужно хранить в закрытых коробках и вынимать на свет не слишком часто. Но когда продается серьезная работа, для нее делают гарантийный сертификат. Если фотография напечатана должным образом, на хорошем принтере и на качественной бумаге, хранится она достаточно долго. Еще более долгий срок хранения обеспечивает химическая печать — аналоговая серебряно-желатиновая печать и подобные технологии. Хотя дороже всего на самом деле подпись автора.

Досье

Роман Пятковка начинал как театральный осветитель. Проработав восемь лет в харьковском Театре драмы и комедии, он переключился на фотографию. Пятковка принадлежит к известной во всем мире Харьковской школе фотографии и считает своим учителем знаменитого Бориса Михайлова. На счету харьковчанина — более 30 персональных и групповых выставок в США, Великобритании, Италии, Германии, Франции, Швеции и России. Его снимки находятся в коллекциях Музея современной фотографии в Чикаго, московского Музея современного искусства, музее ARTOTHEK в немецком Нюрнберге и других институциях и частных собраниях. Среди самых известных арт-проектов — серии коллажных фотографий «Фантомы 30‑х годов», «Советские фото», «Игры либидо» и другие.

В 2010 году вместе с фотографами Михаилом Педаном, Александром Ляпиным и Константином Смольяниновым основал объединение «Украинская фотографическая альтернатива». Главная задача — поиск в регионах перспективных молодых фотографов. В апреле 2013 года Пятковка получил одну из самых престижных наград в современной фотографии Sony World Photography Awards.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама