Інтереси

опера

В Ла Скала поставили одну из самых сложных опер в мире — «Электру» на музыку Штрауса

В Ла Скала поставили одну из самых сложных опер в мире — «Электру» на музыку Штрауса
В Ла Скала покажут оперу «Электра», ставшую последней постановкой знаменитого режиссера Патриса Шеро
Фото: teatroallascala.org

Премьера «Электры» в миланском театре Ла Скала назначена на 18 мая. Опера в нынешней постановке уже появлялась на сцене, но лишь однажды: в июле прошлого года на главном французском оперном фестивале D’Aix en Provence. Туда ее возил режиссер Патрис Шеро, для которого «Электра» стала последней работой. Шеро, знаменитый французский оперный, театральный и кинорежиссер, умер в октябре 2013 года. Теперь в Ла Скала, где француз в 2007 году поставил одну из своих самых громких работ — оперу Вагнера «Тристан и Изольда», — спектакль покажут широкой публике.

Одноактную оперу «Электра» Рихард Штраус написал в 1909 году. Тогда композитор уже заработал статус главного немецкого модерниста и более десяти лет увлекался оперой. «Электра» стала его четвертой работой в этом направлении. В качестве либретто Штраус использовал драму австрийского поэта Гуго фон Гофмансталя — мрачный пересказ древнегреческой трагедии на фрейдистский лад. С троянской войны возвращается царь Агамемнон, однако дома ему не рады: его жена Клитемнестра вместе с любовником уже спланировала убийство мужа. Орест и Электра, дети Агамемнона, не простили матери предательства, и через несколько лет подросший Орест убил и Клитемнестру, и ее любовника Эгисфа.

Если у Софокла «Электра» — это история о предательстве и мести, напоминающая шекспировского «Гамлета» (собственно, великий британец как раз и вдохновлялся древнегреческими мифами об Агамемноне и Оресте), то у Гофмансталя и Штрауса речь идет о внутренней драме всего одной героини. В опере Штрауса Орест, как и другие персонажи, отодвинут на второй план, а центральным действующим лицом оказывается Электра. Именно о ее запутанных и сложных отношениях с отцом и матерью, ночных кошмарах и неврозах рассказывает полуторачасовое произведение, гораздо более зловещее и кровавое, чем древнегреческий оригинал. Шеро, фирменным почерком которого было бережное отношение к оригиналу, ради чего режиссер нередко жертвовал новаторскими ходами, поставил «Электру» максимально близко к тому, как ее задумывали Гофмансталь и Штраус. Минималистичные декорации и сдержанная сценография призваны подчеркнуть отсылки к психоанализу и почти мистический тон, которого придерживались авторы оперы.

Музыкальная и вокальная части не менее сложны и драматичны, чем сюжет. В «Электре» Гофмансталя нет обязательного для древнегреческой трагедии хора, который объясняет зрителю происходящее, ведет диалог с героями и выносит моральные оценки их поступкам. Штраус воспользовался этим, чтобы поэкспериментировать с романтизмом и экспрессионизмом. Хор в его «Электре» заменяет оркестровая музыка в духе Вагнера. Главную роль Штраус написал для сопрано, и в мировой опере партия Электры считается настоящим испытанием для вокалистки. В Ла Скала будет петь немка Эвелин Херлитциус. Она уже исполняла эту партию в других постановках «Электры» Штрауса и, по мнению многих критиков, является лучшей Электрой своего поколения. К тому же именно эту певицу выбрал сам Патрис Шеро, когда готовил спектакль для фестиваля D’Aix en Provence.

В Милане оперу покажут шесть раз, последний в сезоне спектакль состоится 10 июня. В следующий раз «Электру» в постановке Шеро можно будет увидеть лишь в Нью-Йорке, где в 2015 году произведение войдет в репертуар Метрополитен-опера, но всего на один сезон.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама