Економіка

госфинансы

НБУ поспешил наполнить госбюджет прежде, чем МВФ запретил ему авансовые платежи

НБУ поспешил наполнить госбюджет прежде, чем МВФ запретил ему авансовые платежи
НБУ опережающими темпами перечисляет деньги в госбюджет, помогая правительству спасти казну
Фото: Константин Мельницкий

Национальный банк опережающими темпами перечисляет деньги в госбюджет, помогая правительству спасти казну. Как рассказал премьер-министр Арсений Яценюк, в апреле НБУ перечислил в общий фонд госбюджета 4 млрд грн, доведя общую сумму начислений с начала года до 19,8 млрд грн. Доходы общего фонда, по словам министра финансов Александра Шлапака, составили в январе-апреле 106,2 млрд грн. А значит, порядка 18,6 % поступлений в госказну с начала года — заслуга именно монетарного регулятора. Хотя, согласно госбюджету на текущий год, Нацбанк должен обеспечить лишь 7,2 % годового дохода общего фонда.

Залатать дыру

С начала замедления роста украинской экономики НБУ фактически превратился в спасительный круг для правительства, испытывающего проблемы с наполнением госказны. Как отмечается в консолидированной отчетности Нацбанка за 2013 г., аудированной компанией EY, исходя из закона «О Национальном банке Украины» и полученной регулятором прибыли в прошлом году, в 2013 г. он должен был бюджету 16 млрд грн. В госбюджете было прописано обязательство на 23,1 млрд грн. В итоге НБУ перечислил 28,3 млрд грн — на 5,2  млрд грн, или 22,7 % больше плана. Всю сумму свыше полученной прибыли регулятор добывал за счет эмиссии гривни и формально изымал из собственного капитала, говорит руководитель аналитического департамента ИК SP Advisors Виталий Ваврищук. В результате только за 2013 г. собственный капитала регулятора сократился на 10,8 млрд грн. «Нацбанк мог бы на напечатанные деньги приобретать облигации внутреннего займа Минфина, но формально это считалось бы дефицитом госбюджета. А подобные перечисления от НБУ сверх нормы направляются в доходы госбюджета, позитивно отражаясь на результатах выполнения госбюджета правительством», — объяснил эксперт.

В прошлом году регулятор обеспечил 38,9 % неналоговых поступлений общего фонда госбюджета и 9,7 % доходов самого общего фонда. Фактически это помогло компенсировать существенный недобор по традиционно основным источникам наполнения госказны — НДС с товаров местного производства (недобор в 5,6 % плана) и с импортных товаров (6,6 % плана), налога на прибыль (4,7 %), акциза (5,1 %).

Не меньшие надежды на Нацбанк возлагает и нынешнее правительство. Исходя из отчетности НБУ за 2013 г., он должен был бы в 2014 г. перечислять в госбюджет лишь 11,9 млрд грн. Но согласно госбюджету-2014, он должен перечислить в текущем году в бюджет 22,8 млрд грн, обеспечив тем самым 64 % неналоговых поступлений общего фонда госбюджета и 7,2 % доходов самого общего фонда. При этом воспользоваться помощью Нацбанка Кабмину пришлось уже в I квартале. По данным Минфина, за первые три месяца года НБУ перечислил в госбюджет 69 % своей годовой нормы, хотя должен был бы перечислять эту сумму равномерно ежеквартально. Поступление этих средств компенсировало значительную нехватку налоговых поступлений и помогло продемонстрировать рост доходов общего фонда в январе-марте на 9 % по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. На фоне сокращения поступлений от НДС на 15,1 %, налога на прибыль на 15,8 % и акциза на 30,4 %, если бы Нацбанк перечислил в I квартале лишь положенную четверть обязательств, Минфину пришлось бы отчитаться по падению доходов общего фонда на 5 % относительно прошлого года.

Если судить из цифр, названных Яценюком и Шлапаком, в апреле эта тенденция продолжилась. За январь-апрель Нацбанк перечислил уже 87 % годовых обязательств перед госбюджетом, а переведенная сумма выросла почти в пять раз по сравнению с 2013 г., в то время как объем остальных поступлений остался неизменным.

Последний шанс

Это была последняя возможность для Кабмина воспользоваться платежами от НБУ для корректирования бюджетных доходов. Как объясняет исполнительный директор «CASE Украина» Дмитрий Боярчук, в меморандуме Международнного валютного фонда по новому кредиту фигурирует требование прекратить авансовые платежи от НБУ в госбюджет. А значит, с начала мая правительству придется отказаться от этой практики. Именно по этой причине, полагает эксперт, Кабмин поспешил провести эти платежи в первые месяцы года, до завершения переговоров с МВФ. В последующие месяцы Минфину придется открыто признавать недобор бюджетных средств, вызванный сокращением налоговых поступлений.

Впрочем, отказ от практики авансовых платежей от НБУ Кабмину имеет и свое преимущество. Как отмечает Боярчук, порядка трех четвертей суммы, перечисленной регулятором в госказну с начала года, — результат включения «печатного станка» Нацбанком. «Подобная эмиссия нацвалюты привела к наращиванию гривневой ликвидности и стала одной из причин скачков курса гривни, которая подешевела с начала года более чем на 40 %», — отмечает он. А значит, последовав требованию МВФ, регулятор устранит часть предпосылок для девальвации отечественного дензнака.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама