Фінанси

обязательное страхование

МТСБУ попросило Нацкомфинуслуг проверить «Гарант-Авто». Только за три месяца на страховщика пожаловались 70 раз

Президиум Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) обратился к Нацкомфинуслуг с просьбой провести проверку в компании «Гарант-Авто», которая входит в топ-5 игроков рынка ОСАГО. «Такое решение президиум вынес 3 июня в отношении этой компании и еще ряда страховщиков», — подтвердил информацию президент МТСБУ Роман Роменский. Какие еще проф­участники по требованию бюро подпадут под контроль регулятора — он не сообщил. Между тем участники рынка считают, что в этот список могут войти такие компании, как «Эталон», «Страховой капитал», «Украина», «Украинский страховой дом», «Украинская охранно-страховая компания», «Киев Ре», «Киевский страховой дом», «Оранта» и Utico, показатели работы которых вызывают вопросы у комитета по управлению рисками МТСБУ. «Пока неизвестно, будет ли бюро обращаться к регулятору по поводу всех вышеперечисленных компаний или только по тем из них, у кого проблемы тянутся еще с прошлого года», — подчеркнул один из членов президиума МТСБУ, пожелавший сохранить анонимность. В Нацкомфинуслуг вчера не ответили, получили ли от бюро обращение и какие меры готовы предпринять.

В пожарном порядке

Трудности небольших игроков рынка вызывают меньше беспокойства у МТСБУ — в случае их банкротства система ОСАГО существенно не пострадает. Но проблемы с выплатами у таких крупнейших участников, как «Гарант-Авто», внушают серьезные опасения. «Это одна из системообразующих компаний на рынке ОСАГО, — говорит предправления СК «Глобус» Владимир Ганчак. Если своевременно не принять меры по нормализации ее работы, могут серьезно пострадать остальные продавцы «автогражданки», так как в этой системе у всех участников солидарная (общая) ответственность перед потерпевшими».

В МТСБУ надеялись, что со сменой акционеров в начале 2014 г. показатели компании улучшатся, но этого не произошло. «Комитет даже не получил от представителя «Гарант-Авто» внятного плана улучшения ситуации», — сетует замглавы комитета по управлению рисками МТСБУ Людмила Белошицкая. Как ранее сообщал «Капитал», в марте 2014 г. владелец корпорации «УкрАВТО» Тариэл Васадзе продал 85 % акций «Гарант-Авто» компании, связанной с  совладельцем «Глобал Финансиал Менеджмент Групп» (GFM Group) и украинского CityCommerce Bank Рэйнисом Тумовсом. Сумма сделки не разглашается, но эксперты оценивали ее в $ 2 млн. В конце марта «Гарант-Авто» сообщила о начале сотрудничества с CityCommerce Bank и продаже страховок клиентам финструктуры. Сегодня страховщики связывают ухудшения показателей «Гарант-Авто» с проблемами CityCommerce Bank, вкладчики которого пикетируют головной офис финучреждения, требуя возврата депозитов.

В CityCommerce Bank от родственных связей с «Гарант-Авто» отказались. «Банк не участвует в капитале компании ни прямым, ни опосредованным образом. И не имеет никаких юридических отношений с этой страховой компанией, кроме подписанного договора о сотрудничестве», — сообщили в пресс-службе CityCommerce Bank.

83 млн грн собрала премий по ОСАГО в 2013 г. компания «Гарант-Авто»

В «Гарант-Авто» вообще не считают, что у них есть проблемы: «Новые собственники за несколько месяцев качественно изменили активы компании, заменив ценные бумаги с низкой ликвидностью на живые деньги. Существенно меняется состав топ-менеджмента компании, ее принципы деятельности, прорабатывается продуктовая линейка. Все финансирование проводится за счет частных средств акционеров», — заверил предправления «Гарант-Авто» Сергей Балковой.

Финансовые показатели у «Гарант-Авто» действительно хорошие, указала Белошицкая. Это вызывает еще большее недоумение в связи с ростом жалоб на компанию как от клиентов, так и от самих участников рынка. «Эта компания является лидером по претензиям к ней других страховщиков в связи с невыплатой денег по регрессным искам», — сообщила Белошицкая. Только за I квартал 2014 г. на нее пожаловались около 70 раз. При этом, по словам собеседницы, предъявляют претензии к «Гарант-Авто» в течение последнего года все чаще.

Смена всей системы

«Гарант-Авто» каких‑либо жалоб от бюро не получала и о проверках комиссии ничего не знает, говорит Балковой. Но комитет по управлению рисками МТСБУ претензий участникам никогда не отправляет, а констатирует факты по ухудшению или улучшению их работы и принимает соответствующие меры, утверждает Белошицкая. Такой подход нравится не всем участникам рынка. Некоторые эксперты полагают, что таким образом компании — члены президиума МТСБУ могут давить на конкурентов, чтобы переделить рынок.

«Учитывая, что выводы делались на основании анализа за периоды работы компании при предыдущем собственнике, то почему президиум не пригласил новых владельцев, которые могли дать разъяснения по нынешней ситуации, антикризисным планам и сокращению задолженности по выплатам?» — недоумевает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.

Члены МТСБУ тоже считают подход бюро к оценке рисков несовершенным. «Не нужно придумывать сложных коэффициентов. Необходимо оценивать страховщиков по принципу «платит или нет». И те, кто затягивает с выплатами свыше 90 дней, к концу года из МТСБУ исключить или попросить регулятора ввести туда временную администрацию», — предлагает директор общества «Ильичевское» Юрий Гришан. Новый подход к оценке рисков, по словам Белошицкой, будет введен на отечественном рынке «автогражданки» уже в октябре. Но до этого момента некоторые участники рынка могут не дожить.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама