Технологии

стратегии

Джордж Жембери: «Может быть создан консорциум ключевых игроков, которые смогут превратить «Зеонбуд» в бизнес»

Решить проблемы «Зеонбуда» сможет консорциум ключевых игроков, - гендиректор «Воли»
Фото: Константин Мельницкий

Генеральный директор компании «Воля» Джордж Жембери рассказал в интервью «Капиталу» о том, как собирается дальше жить крупнейший в стране провайдер платного контента, во сколько обходится производство собственных каналов и каким образом можно инвестировать в монопольную компанию на рынке цифрового эфирного вещания «Зеонбуд».

— Есть ли еще у «Воли» возможность в нынешних экономических условиях покупать региональные компании?

— Думаю, украинский рынок все еще открыт для консолидации. Здесь все еще слишком много небольших игроков и есть компании, стратегически нацеленные на подобные приобретения, — такие как «Воля». Правда, пока продавцы думают о своих активах в долларах, причем по курсу 2008 г., когда он был один к пяти. Разумеется, им сначала нужно разобраться со своими ожиданиями. Что касается нас, то в этом году, несмотря на отсутствие сделок, мы росли органически — за счет собственного потенциала. Однако в будущем настроены на новые покупки.

— Какой средний мультипликатор, по которому вы оцениваете стоимость сети при покупке?

— Пять годовых EBITDA. Чистых. Наша оценка также зависит от размера актива, качества инфраструктуры, набора сервисов и прочих факторов.

— Вы говорите об органическом росте компании. Каковы его темпы?

— Он выражается не только в новых подключениях, но и в дополнительных поступлениях от имеющихся клиентов после введения новых сервисов. В ряде городов мы модернизировали интернет-услуги или предложили их в дополнение к телепакетам. Например, во Львове несколько лет назад купили сеть («Одеко». — «Капитал»). Тогда в центре города не было интернет-доступа, кроме как от «Укртелекома». Поэтому перестроили свою сеть и предложили этот сервис более чем 40 тыс. домохозяйств. Как правило, в новых домах мы подключаем 50 тыс. абонентов в год. Но в этом году стройки идут медленнее. На существующей сети новые продажи составляют примерно 16−17 тыс. в месяц. При этом почти все новые клиенты приобретают сразу обе услуги — телевидение и интернет.— В Киеве «Воля» ранее работала в условиях жесткой конкуренции, что приводило к оттоку клиентов. Какова сейчас ситуация?

— Я знаю столичные истории 2008−2010 гг. К счастью, они уже в прошлом.— Какие новые предложения вы собираетесь развивать?

— Неделю назад в Киеве запустили новый пакет, хотим до конца года распространить его на другие большие города. Это безлимит за 199 грн в месяц, в который включены все сервисы компании: интернет с максимальной скоростью 100 мегабит в секунду, 150 телеканалов, мультискрин − возможность доступа с любого устройства, фильмотеки. В Харькове, Днепропетровске, Львове и Запорожье этот пакет планируется к запуску в октябре 2014 года.

— Это весьма недешевый пакет. Какой потенциал его аудитории?

— В Киеве — минимум 50 тыс. домохозяйств. Здесь пользователи всегда покупают на 50 % больше услуг, чем в среднем в регионах.

— В какие направления «Воля» сейчас вкладывает больше всего?

— Мы начали производить собственные фильмовые телеканалы под торговой маркой Cine+. В них и инвестируем.

— Там в основном артхаус. Где покупаете контент?

— У больших студий, таких как Sony, NBCUniversal.

— Сколько тратите на контент для каналов?

— Более 50 млн грн в год. И не удивляйтесь, если в следующем году мы своими силами или в партнерстве с кем‑то начнем снимать свой контент, украинские сериалы например. Крупные кабельные компании в других странах уже давно производят свои эксклюзивные передачи.

— Сколько российских каналов вы уже отключили?

— Шесть. Остальные девять каналов из списка Нацсовета мы ранее и не транслировали.

— Чем вы их заменяете?

— Мы должны уважать государственные регуляторные меры и учитывать политическую ситуацию в стране. Но спрос со стороны пользователей для нас по‑прежнему превыше всего. Поэтому, выключая российские каналы, интересуемся у своих абонентов, чего им действительно будет не хватать. К примеру, в марте, когда началась вся эта истерия, а позже появилось решение суда, даже во Львове 20 % выразили желание и далее смотреть российские каналы. Не говоря уже о других больших городах — Киеве, Харькове, Днепропетровске, где таковых было примерно 50 %. И что нам было предлагать взамен? HD? Но у нас нет такого количества HD-каналов! Крупные украинские вещатели их не снимают. Поэтому на одном из наших новых каналов пакета Cine+ и предлагаются в том числе российские фильмы и сериалы.

— Кто‑то из упомянутых вами вещателей все‑таки обещает снимать HD?

— Они всегда говорят «в этом году». Но сейчас рекламный рынок просел, и перед ними остро встал вопрос, как заработать деньги. Думаю, они не смогут обойтись без HD-версий своих каналов, и в течение следующих 18 месяцев это должно случиться. Вы же знаете, кто владеет каналами. Большие люди, такие как Виктор Пинчук (StarLightMedia), Игорь Коломойский («Студия «1 + 1»). В данный момент их просто интересуют другие вопросы. А после выборов они решат, сколько еще хотят потратить на свой медиабизнес сверх того, что направляют сейчас.

— Каков потенциал HD-телевидения? Сколько домохозяйств уже обзавелись HD-экранами?

— Среди абонентов «Воли» это минимум 200 тыс. домохозяйств. А по всей Украине, наверное, уже приблизительно 0,5 млн. Думаю, через год эта цифра достигнет 1 млн.

— Сколько ваших абонентов уже пользуются HD-пакетами?

— Около 100 тыс.

— Будут ли цены на телевидение и интернет расти?

— Да. Но не повсеместно. В небольших населенных пунктах, где, как правило, есть один монопольный оператор и люди платят по 200 грн в месяц, цены вряд ли вырастут. А вот в больших городах — безусловно. Ведь за контент и оборудование операторы платят в долларах. Например, когда мы покупали контент для своих каналов в конце прошлого года, курс доллар / гривня был один к восьми.

— На каких основаниях «Воля» продолжила работу в Крыму?

— Мы заключили с российской компанией соглашение, согласно которому она может контактировать с нашими клиентами, использовать наш бренд и брать в лизинг нашу сеть, поскольку из‑за введенных санкций продать ее нельзя.

— Как переживаете ситуацию на востоке страны?

— В апреле-мае ситуация в Краматорске, когда боевики захватили город, была очень тяжелой. Сейчас все потихоньку возвращается к нормальной жизни. В Алчевске пытаемся поддерживать сервис, не подвергая своих сотрудников риску. В Донецке, где мы предоставляем интернет-услуги и аналоговое телевидение, у нас относительное небольшое количество абонентов — 25 тыс. Мы им предложили большую скидку на услуги. Но люди, которые контролируют город, хотят не только постоянно включать и выключать каналы, но и ввести дополнительный сбор. В прошлом году в Донецке мы хотели приобрести сеть. Повезло — не купили. В Луганске нас нет, слава богу: сейчас вообще стоит вопрос, продолжит ли этот город свое существование. В целом ситуация в регионе на компанию большого влияния не оказала. Тем не менее нужно решать, что делать дальше: предоставлять длительное время услуги и не получать за них деньги не очень разумно.

— На телерынке в ближайшее время должны произойти важные события. Монопольный провайдер эфирного телевидения «Зеонбуд» снимает кодировку со своих каналов. Как это повлияет на «Волю»?

— С «Зеонбудом» получается интересная история. Не знаю, сохранит ли его правительство в нынешнем виде. Сейчас перед Украиной стоит вопрос, сможет ли компания вообще выполнить международное соглашение «Женева-2006» в следующем году и отключить аналоговый сигнал. А если и сможет, то какую бизнес-модель при этом будет использовать. Изначально «Зеонбуд» мог быть хорошей идеей. Население, которое не в состоянии платить за доступ к телевидению, можно было обеспечить цифровым сигналом. Вы помните, что закупка «социальных» телевизионных приставок для этой частной компании финансировалась за счет бюджета. Но сегодня в бюджете нет денег, чтобы обеспечить приставками остальных. А домохозяйств, не принимающих «цифру», полагаю, пока более чем 5 млн. Чтобы решить эту проблему, может быть создан консорциум ключевых игроков рынка —  из крупных каналов, «Воли» например, которые смогут превратить «Зеонбуд» в подобие бизнес-актива и корпоратизировать его, то есть сделать публичной компанией.

— Вы уже вели переговоры с «Зеонбудом»?

— Сначала государство должно решить, что делать с этой компанией. Я мог бы начать переговоры с ее собственниками, а что если этот бизнес вообще перестанет существовать? Например, Нацсовет аннулирует лицензию. Тем не менее, надеюсь, что в течение последующих шести месяцев вопрос с «Зеонбудом» решится. Речь о нашем участии в этом бизнесе может идти, если он, конечно, снова не будет политическим.

— Что акционеры «Воли» думают об инвестициях в Украину? Готовы ли они продолжать работать в новых условиях?

— Пока да. В последние годы объем инвестиций в «Волю» только увеличивался. В 2014 году в развитие компании мы вложим в общей сложности более 310 млн грн. При этом оборот «Воли» составляет около 1,1 млрд грн. В телеком-бизнесе, как правило, операторы инвестируют только 12−15 % от оборота, поскольку на операционные затраты приходится 60−65 % этой суммы. В итоге у игрока остается 10−20 % чистой маржи. Но в нашей ситуации инвесторы, наоборот, готовы инвестировать больше —  для упрочнения позиций компании в период кризиса. Они понимают, что в последующие полтора года на рынке изменятся многие правила, в том числе  те, которые, как вы думаете, уже давно сформировались. В частности, на ситуацию повлияет выдача 3G-лицензий.

БИОГРАФИЯ

Джордж Жембери родился 16 сентября 1969 г. в Венгрии. Получил образование в сферах экономики, маркетинга и менеджмента.

С 1994 г. работал директором по маркетингу в компании Fantazia Media and Communication Consulting. C 1995 г. занимал аналогичную должность в компании Argosz Insurance CO / KBC Bancassurance Group.

С 2000 г. работал в компании Budapest Bank / GE Capital: в начале — на должности consumer product management director, позднее — на позиции директора по развитию бизнеса. С 2004 г. работал в компании Invitel Telecommunication: с 2004 г. — директор по маркетингу, с 2008 г. — директор по продажам и маркетингу, а с 2010 г. — операционный директор. В 2013 г. присоединился к компании «Воля».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама