Бизнес

нефтепродукты

Шебелинский ГПЗ в июле экспортировал две трети произведенного бензина. Это стало вынужденной мерой

Шебелинский ГПЗ в июле экспортировал две трети произведенного бензина. Это стало вынужденной мерой
Шебелинский бензин доехал до Европы, пусть и в качестве компонента топлива
Фото: Украинское фото

После окончания срока действия стандартов на нефтепродукты Евро­ 2 и Евро-3 Шебелинский газоперерабатывающий завод государственной компании «Укр­­газ­видобування» вынужден был экспортировать готовый бензин как компонент топлива. Эта мера снизит доходы предприятия.

Вынужденный экспорт

В июле Шебелинский ГПЗ продал на экспорт 20 тыс. т светлых нефтепродуктов: 13 тыс. т бензина и 7 тыс. т дизельного топлива. Это стало второй в этом году экспортной поставкой продукции предприятия. Работа с внешними, а не внутренними рынками — вынужденная мера, потому что с 1 июля в Украине прекратили действие стандарты Евро-2 и Евро­ 3, пояснил представитель пресс-службы «Укргазвидобування». По его информации, светлые нефтепродукты были проданы не как готовое топливо, а как его компонент. Правда, собеседник не назвал цену, но отметил, что она была ниже, чем стоимость продажи готового топлива в Украине. «Лучше, если бы мы продавали здесь. Но с введением новых стандартов пришлось экспортировать продукцию. Ничего хорошего для нас в этом нет», — сказал представитель пресс-службы.

На экспорт было продано около 2 / 3 произведенного в июле бензина. «Речь идет не о далекоидущих планах или выходе на внешние рынки. Это не от хорошей жизни», — добавил эксперт.

В то же время ген­директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн пред­положил, что Шебелинский ГПЗ мог продать топливо как прямогонный бензин (naphta). «Это топливо дешевле, чем товарные нефтепродукты», — подчеркнул он. Сегодня бензин А-95 в Cредиземноморье стоит $ 965 за тонну, тогда как naphta — $ 861.

После окончания действия стандартов Евро-2 и Евро-3 «Укр­газвидобування» прекратила проводить аукционы по продаже нефтепродуктов. Последний состоялся 29 мая, на нем было продано 7,7 тыс. т бензина А-76 по це­не 10,8‑10,9 тыс. грн / т; 0,55 тыс. т бен­зина А-92 по 11,2 тыс. грн / т; 5,8 тыс. т дизельного топлива по 9,1‑9,2 тыс. грн / т.

Дизтопливо еще поживет

Вчера Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины обнародовало приказ о продлении срока действия стандартов Евро-3 на дизельное топливо до 1 ноября 2013 г. Стандарты на бензин продлены не были. «Мы вынуждены отправлять бензин на экспорт, чтобы хоть как‑то зарабатывать и не останавливать завод», — сказал представитель пресс-службы «Укргазвидобування» и добавил, что предприятие располагает резервуарным парком на 30 тыс. т только готовой продукции. «Мы можем полтора месяца не продавать, а просто складировать его», — заверил эксперт. Мероприятия по повышению качества топлива на Шебелинском ГПЗ потребовали бы многомиллионных инвестиций и заняли бы несколько лет. «Чтобы довести бензин до стандартов, нужно делать установки изомеризации, но это дорого и долго. Мы говорим об этом уже почти семь лет. То же касается и дизельного топлива. Надо строить установку гидроочистки — это также несколько лет и сотни миллионов. У нас государственное предприятие, лишних денег нет», — констатировал представитель «Укргазвидобування».

Сергей Куюн считает, что в условиях непродления стандартов на бензин у предприятия не останется другого выхода, как продавать его на экспорт. «А какая альтернатива? Можно остановить завод и вообще ничего не зарабатывать», — пояснил он.

По мнению собеседника, экспорт шебелинского бензина как компонента топлива все равно будет выгоден заводу. «В любом случае будет рентабельность, так как у предприятия есть собственное сырье. Безусловно, продажа на внутреннем рынке более рентабельна, чем на внешних, потому что в экспорте очень большие логистичес­кие затраты. А учитывая качество продукции, будет еще и скидка на качество. Это менее рентабельно, но не смертельно для завода», — полагает Сергей Куюн.

Аукционы не пошли

«Укргазвидобування» после окончания действия стандартов стала проводить аукционы по продаже газового конденсата, который ранее перерабатывался на Шебелинском ГПЗ. В частности, 26 июня было выставлено 44,27 тыс. т этой продукции, однако заявок от покупателей не было. «У нас объем довольно большой, это под силу только нефтеперерабатывающему заводу. А у нас из работающих только один — Кременчугский НПЗ, который почему‑то не изъявляет желания», — сказал представитель госкомпании. Пресс-служба компании «Укртатнафта», оператора Кременчугского НПЗ, на запрос о причинах отказа покупать газовый конденсат не ответила.

«Может, им («Укртатнафті») не нужны дополнительные объемы сырья, все равно оно же будет чего‑то стоить, как будет что‑то стоить доставка и переработка. Не думаю, что «Укргазвидобування» готова отдать его за копейки», — предположил Сергей Куюн. По его мнению, задача Кременчугского НПЗ — снабжать нефтепродуктами розничную сеть группы «Приват», которая контролирует завод, и он с этим справляется. «Остальное топливо придется продавать оптом, а это всегда дешевле. «Приват» никогда не был игроком оптового рынка — зачем ему эти объемы?» — считает эксперт.

Сергей Куюн также отметил, что если бы «Укргазвидобування» продала на аукционе газовый конденсат, то Шебелинскому ГПЗ пришлось бы остановить работу из‑за отсутствия сырья. «А остановка и запуск завода — всегда хлопотное дело. По-моему, этот аукцион был элементом давления на правительство, чтобы оно повнимательнее отнеслось к предложениям предприятия о продлении стандартов. А так — не продлили стандарты, ну и что? Они экспортируют, и никто не останавливается», — резюмировал он.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама