Інтереси

итоги

В 2014 году украинцы охотнее всего смотрели американские блокбастеры, а лидером проката стал российский «Вий»

В 2014 г. украинцы охотнее всего смотрели американские блокбастеры, а лидером проката стал российский «Вий»
Украинским блокбастером в этом году стала историческая драма «Поводырь», по кассовым сборам обогнавшая другие ленты отечественного производства
Фото: предоставлено компанией B&H film distribution

Рынок кинопроката в Украине в этом году, как и другие отрасли, пострадал от неспокойной ситуации в стране и скачков валютного курса. Из-за аннексии Крыма и оккупации юго-востока украинские компании потеряли значительную часть кинотеатрального рынка. «Около 10‑12 % бокс-офиса по Украине, — уточняет «Капиталу» руководитель отдела маркетинга компании «Киномания» Катерина Светличная. — Причем главный удар по кассе пришелся на лето, именно в этом сезоне кинозрители в южных регионах ведут себя активнее всего».

Уменьшилось и количество вы­пу­щенных на экраны фильмов — с 327 в прошлом году до 280 в 2014‑м. Посещаемость осталась на уровне 2013 г. Но даже при росте гривневых цен на билеты, который, по наблюдениям участников рынка, составил около 5 %, курс доллара повышался все равно быстрее. В итоге если в прошлом году объем рынка составил $ 110 млн, то в этом — сократился до $ 84,6 млн. «Кинопрокат недобирает в этом году около 3 млн зрителей по сравнению с прошлым годом», — поясняют неутешительную статистику в компании Ukrainian Film Distribution (UFD).

Трудности перевода

Впрочем, дистрибьюторской компании UFD жаловаться не на что. Именно она прокатывала фильм «Вий», ставший лидером года по кассовым сборам. Российский фантастический экшен по мотивам повести Николая Гоголя собрал в украинском прокате 39,5 млн грн. Посмотрели картину 850 тыс. зрителей. Высокобюджетные российские ленты (а бюджет «Вия» составил $ 26 млн) традиционно хорошо идут в украинском прокате. В прошлом году, к примеру, второе место по кассовым сборам взял исторический экшен «Сталинград», заработав $ 3,4 млн, в первую десятку попала также комедия «Елки-3» с $ 2,4 млн сборов. В текущем году тройку лидеров проката со сборами в $ 3 млн с лишним замыкает российско-украинская романтическая комедия «Любовь в большом городе — 3». Второе место досталось очередной части «Трансформеров».

И «Вий», и «Любовь в большом городе — 3» вышли в отечественный прокат еще в январе. А уже в феврале и марте, с усложнением ситуации внутри страны и обострением российско-украинского конфликта, отечественные зрители перестали принимать кино северного соседа так же тепло. Вышедшая в начале февраля комедия «В спорте только девушки» собрала $ 1,2 млн и разместилась на 19‑м месте. А стартовавшая в марте лента «С Восьмым марта, мужчины!» собрала $ 391 тыс. и не вошла даже в лучшую пятидесятку. «Начиная с апреля российское кино составляло менее 3 % проката — против 20‑25 % в предыдущие годы», — отмечают в UFD.

$ 84,6 млн составил объем украинского рынка кинопроката в 2014 г.

Самым успешным американским фильмом в украинском прокате стал экшен «Трансформеры: Эпоха истребления». Его посмотрели 695 тыс. зрителей и заплатили за это 38,7 млн грн ($ 3,3 млн). Хорошие результаты показали низкобюджетные американские и европейские драмы. «Люди в кино ходят и несмотря на кризис, — объясняет «Капиталу» генеральный директор «Артхаус Трафик» Денис Иванов. Его дистрибьюторская компания специализируется именно на арт-кино. — Фильмы нашей компании в этом году посмотрели почти в два раза больше людей, чем в прошлом». И это даже с учетом исчезновения одной из важных площадок для подобного кино — столичного кинотеатра «Жовтень», пострадавшего от пожара в конце октября. Главным успехом «Артхаус Трафика» стала картина «Далласский клуб покупателей» с Мэттью Макконахи, собравшая 1,46 млн грн с 32,6 тыс. зрителей. «Мы опасались, что история о больных СПИД не привлечет большую аудиторию — в первую очередь из‑за темы. Но фильм получил два «Оскара», и буквально через две недели после церемонии в день премьеры в Киеве оказался исполнитель одной из ролей — Джаред Лето, который представил картину, так что все сошлось как пазл», — вспоминает Иванов.

Отечественный производитель

В нынешнем году на большой экран вышло рекордное количество украинских фильмов — более десяти. И, как отмечают все игроки рынка, отечественные зрители охотно на них ходили.

Самыми успешными стали историческая сага «Поводырь» режиссера Олеся Санина и социальная драма о глухонемых подростках «Племя» Мирослава Слабошпицкого. Обе ленты стали также участницами громкого скандала, разразившегося вокруг выбора картины, которую Украина выдвигала на «Оскар». Отечественный оскаровский комитет в ходе закрытого голосования отдал предпочтение «Поводырю», но лента не попала в оглашенный в середине декабря американской киноакадемией шорт-лист номинантов.

«Племя» за прошедший год собрало десятки престижных европейских и американских фестивальных наград. В Украине же его посмотрели всего 9 тыс. человек. Но при этом сборы и этой ленты, и еще одного украинского лидера проката — документального полотна «Майдан» Сергея Лозницы (его посмотрели 8,5 тыс. человек) — сопоставимы с большими европейскими арт-фильмами, уверяет Денис Иванов.

Зато «Поводырь» стал настоящим украинским блокбастером: его увидели 345 тыс. зрителей. Правда, по сборам, составившим $ 871,5 тыс., картина не смогла побить предыдущий рекорд, установленный исторической мелодрамой «Сафо». В 2008 г. эта лента с Богданом Ступкой в одной из второстепенных ролей собрала более $ 1,1 млн.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама