Економіка

налоги

Миндоходов инициирует реформу государственных пошлин. Предлагается пересмотреть принцип расчета их размера, привязав его к минимальной зарплате, и полностью отказаться от необлагаемого минимума

С января 2014 г. в Налоговом кодексе может появиться новый раздел, посвященный государственной пошлине. Это предполагают два законопроекта поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы, которые вчера были рассмотрены на заседании Кабинета министров (копия есть в распоряжении «Капитала»). На заседании документы представлял министр доходов и сборов Александр Клименко. Как говорится в пояснительной записке, проекты изменений призваны обеспечить полноту и своевременность поступлений в госбюджет от госпошлины, а также упростить порядок ее администрирования.

Кодексы ждут изменений

Сейчас госпошлина взимается по месту оказания услуги. Она зачисляется в местный и государственный бюджеты в зависимости от вида услуги. В этом году поступления в госбюджет от госпошлины запланированы в объеме 248 млн грн. Поправками в Бюджетный кодекс правительство предлагает расширить список услуг, плата за которые будет перечисляться в госбюджет. В настоящий момент порядок взимания госпошлины регулируется декретом 1993 г. Подготовленные поправки в Налоговый кодекс (НК) призваны заменить декрет. Правительственные законопроекты — не первая попытка законодательно урегулировать правила взимания госпошлины. В конце прошлого года группа депутатов во главе с председателем парламентского комитета по вопросам таможенной и налоговой политики Виталием Хомутынником (Партия регионов) подали на рассмотрение парламента законопроект № 0966 «О государственной пошлине». Документ пока не рассматривался в Верховной Раде.

Ставки привяжут к зарплате

Правительственные документы предлагают привязать ставки госпошлины к минимальной заработной плате. В настоящее время они рассчитываются исходя из необлагаемого минимума доходов граждан, который был установлен еще в 1995 г. в размере 17 грн и с тех пор не корректировался, тогда как размер минимальной зарплаты (МЗ) индексируется в течение года согласно закону о госбюджете. С 1 декабря 2013 г. МЗ составит 1218 грн. В соответствии с планами правительства с января 2014 г. МЗ может составить 1432 грн. По мнению экспертов, предложенные поправки позволят повысить наполняемость бюджета. «Переход к исчислению ставок в процентах от минимальной заработной платы целесообразен, поскольку это постоянно корректируемая величина. В этом году мы имеем почти нулевую инфляцию, при этом ожидается повышение минимальной зарплаты. В этом контексте ставки пошлин будут повышаться вне зависимости от инфляции», — отмечает президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило. По словам директора Бюро экономических и социальных технологий Валерия Гладкого, предложенный Кабмином порядок исчисления госпошлины будет больше соответствовать реалиям жизни и расходам государства на предоставление админуслуг. «Админуслуги предоставляются людьми, работающими в бюджетном секторе, и их заработная плата рассчитывается исходя из минимальной. Стоимость этих услуг должна коррелировать с плановым повышением зарплаты», — поясняет он.

Законные противоречия

Проекты законов не согласованы с действующим законом об административных услугах. Кабмин предлагает взимать госпошлину за госрегистрацию актов гражданского состояния, выдачу украинского паспорта, обмен паспорта для выезда заграницу, оформление приглашений иностранных лиц в Украину. В списке также — госрегистрация права собственности на недвижимое имущество. Перечисленные действия являются административными услугами и облагаются административным сбором, приводятся слова экс-министра юстиции Александра Лавриновича в выводах к документу. Поэтому законопроекты необходимо согласовать с законом об админуслугах.

С другой стороны, намерение Мини­стерства доходов и сборов еще в этом году подправить Налоговый кодекс противоречит бюджетному законодательству. В своих заключениях Министерство юстиции указывает на то, что по закону изменения, касающиеся каких‑либо налогов и сборов, должны вноситься не менее чем за полгода до наступления нового бюджетного периода, в котором они будут действовать.

Удар по инвестклимату

Вступление поправок в силу может ухудшить позиции Украины в рейтинге Doing Business. Согласно последнему исследованию, по критерию «налогообложение» Украина повысила свой рейтинг на 18 позиций, переместившись с 183-го до 165-го места. «Определяющим фактором тут стало принятие Налогового кодекса, которым сокращено количество налогов и ликвидирован ряд неэффективных налогов и сборов: общегосударственных — с 29 до 18, местных — с 14 до 5. Предложенное расширение перечня налогов негативно отразиться на позициях Украины в рейтинге», — говорится в экспертных выводах Кабмина.

Валерий Гладкий считает, что опасения Кабмина «в некоторой степени обоснованы, но формальная смена названия платежа не станет ключевым фактором при определении позиции Украины в рейтинге». «Большее влияние окажет время, затраченное на администрирование налогов», — уверен Гладкий.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама