Технологии

конъюнктура

Украинцам придется полюбить свои старые телефоны и холодильники

Украинцам придется полюбить свои старые телефоны и холодильники
Фото: Алексей Солодунов

2014 год был не самым лучшим для рынка бытовой техники и электроники. Падение гривны привело к росту цен. Продажи в большинстве категорий упали, а поставки снизились.

Как результат в начале года многие ритейлеры прогнозируют закрытие магазинов, падение дохода и отзыв части уже поставленной продукции.

Декабрьский ажиотаж

Рост курса доллара и необходимость вложить гривневые сбережения в товар произвели неожиданный эффект в ноябре-декабре 2014 года: спрос на технику перед Новым годом вырос. Опасаясь дальнейшего повышения цен, потребители заранее осуществили часть покупок, запланированных на 2015 год, рассказал «Капиталу» исполнительный директор торговой сети «Фокстрот» Вячеслав Поврозник.

Опасения потребителей не были напрасными. По словам президента торговой сети Diawest Анатолия Балюка, все международные расчеты осуществляются в долларах, которые ритейлерам приходится покупать по коммерческому курсу. Еще в ноябре этот курс валют составлял 18 грн за $1, сейчас — уже около 23 грн. «В нашей индустрии примерно 80% — импортный товар, поэтому влияние девальвации гривни скажется на стоимости техники», — говорит Поврозник. При этом он уверяет: если есть возможность не повышать цену, ни торговая сеть, ни ее поставщики этого не делают.

По словам Балюка, несмотря на предновогодний ажиотаж, в целом результаты года были неутешительными и прогнозов о том, что будет дальше, пока нет. «Импортеры не знают, чего ожидать. Закупки уменьшаются и даже частично отзывается уже поставленный товар, если такая возможность предусмотрена контрактами», — рассказывает он.

Новый гаджет уже не впечатляет

Категории, спрос на которые останется относительно стабильным — это крупная бытовая техника, телевизоры и смартфоны, говорит Поврозник. «Причем, последние — из-за удовлетворения потребностей в мобильном интернете и технологических новинках», — поясняет Поврозник. Согласно данным исследования компании Gfk Ukraine, в третьем квартале объем реализации телекоммуникационного оборудования составил 2,7 млрд грн. Это всего лишь на 1,2% больше, чем за аналогичный период 2013 года. Но при этом смартфоны оказались единственным сегментом, который находился в фазе подъема.
В текущем году возможно частичное продолжение инвестиций гривневой массы в технику, но в меньших масштабах, чем в предыдущем, говорит Поврозник. «В основной массе технику будут приобретать взамен вышедшей из строя, или вместо устаревшей», — объясняет он.
С таким прогнозом соглашается руководитель Центра распродаж электроники City.com Денис Кубрак. Спрос, по его словам, будет ориентирован на недорогие модели — City.com еще в 2014 году переориентировал ассортимент в эту сторону. Ключевым мотивом к покупке техники, по мнению менеджера, станет критическая необходимость в замене устройства. Обновления модельных рядов производителей не будут вызывать привычного роста продаж. «На основании анализа 2014 года с уверенностью можно сказать, что жизненный цикл устройств существенно увеличится», — говорит он.

Что будет дальше

Как считает Балюк, в этом году продавцам техники придется сократить количество магазинов. «У многих сейчас даже нет денег, чтоб людям зарплату выплатить», — говорит он. По мнению Кубрака, в первую очередь уменьшится количество мелких игроков. «Мы думаем, что многие не смогут выдержать курсовые колебания и высокую конкуренцию на падающем рынке», — говорит он.

Ритейлеры прогнозируют в 2015 году падение продаж техники и электроники на 10-30% в гривне. В долларовом эквиваленте продажи снизятся как минимум на 20%. «В 2015, как и в 2014, мы также не увидим привычной для рынка сезонности, а всплески продаж будут обусловлены исключительно распродажами и существенными скидками», — говорит Кубрак.

При этом в общей структуре рынка может увеличиться доля онлайн-розницы. По данным Gfk Ukraine, в 2013 году она была близка к 15%.

Кубрак рассказывает, что City.com уже несколько лет подряд увеличивает долю онлайн-продаж в общей выручке. «В 2014 году мы продолжили это делать и в результате приняли решение сократить торговые площади», — говорит он. Освободившиеся метры компания переформатировала под места продаж дополнительных услуг и сервисов.

Что касается «Фокстрота», то закрывать магазины компания не планирует, говорит Поврозник. Хотя признается: часть из них сегодня убыточна, «Да и через год, возможно, ситуация изменится к лучшему и магазин заработает, возвращая потерянное. У нас достаточный запас прочности, чтобы дождаться этого», — говорит он. По словам Поврозника, компания больше ориентирована на модернизацию процессов, пересмотр товарных запасов, обновление формата и размера магазинов, расширение вариантов оплаты и клиентского сервиса.

Источник: Капитал
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама