Бізнес

финансы предприятий

Крупнейший сектор лизинга — финансирование транспорта — стагнирует. Лизинг в сельском хозяйстве набирает обороты

Крупнейший сектор лизинга — финансирование транспорта — стагнирует
Лизинговые компании больше не дают денег на вагоны
Фото: Украинское фото

Финансирование транспортной отрасли лизинговыми компаниями пошло на спад, констатирует Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг.

В первом полугодии 2013 г. лизинговые компании заключили договоров на общую сумму 24,2 млрд грн, тогда как за аналогичный период 2012 г. было заключено сделок на 90 млн грн больше. Это связано со снижением спроса на автотранспорт как со стороны предприятий, так и со стороны населения.

Спад в транспортном лизинге, по словам генерального директора компании «ОТП Лизинг» Андрея Павлушина, прежде всего обусловлен снижением спроса на вагоны.

«Из-за спада экономики упал спрос на вагоны. А это основа транспортного направления бизнеса лизингодателей», — объясняет он. Производство грузовых вагонов в январе-июне 2013 г. упало примерно на 40 % год к году.

Причина кроется в снижении спроса на украинские вагоны со стороны бизнеса: железнодорожные грузоперевозки в первом полугодии нынешнего года упали на 7 %. Снизились и цены на аренду вагонов, что стало еще одним поводом для уменьшения спроса на их приобретение в лизинг или кредит, рассуждает Андрей Павлушин.

Рынок лизинга автомобилей в январе-июне 2013 г. рос. «В прошлом году за этот период члены Всеукраинской ассоциации лизинга профинансировали 5816 автомобилей, тогда как за соответствующий период нынешнего года — 6296 машины, то есть на 8 % больше», — подтверждает глава правления Porsche Finance Group Йозеф Граф.

Рынок автолизинга мог бы вырасти еще больше, если бы не сокращение продаж на автомобильном рынке в первом полугодии на 5 % по сравнению с тем же периодом прошлого года.

45 %

составило сокращение

суммы заключенных договоров лизингодателями в первом полугодии 2013 г. — до 5,2 млрд грн

«С 15 апреля были введены спецпошлины на импорт автомобилей, вследствие чего произошло сокращение продаж и поставок импортных машин. А из‑за введенного с 1 сентября утилизационного сбора продажи упадут еще больше, в том числе продажи в лизинг или кредит», — говорит генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.

По его мнению, ситуация может измениться к лучшему, если будет подписано соглашение об ассоциации с ЕС и пошлины отменят. «Сейчас некоторые потребители пытаются уйти от уплаты высоких налогов и используют теневые схемы с покупкой автомобиля за границей без последующего растаможивания», — заверил эксперт.

Переориентация

Транспортная отрасль все еще остается крупнейшим потребителем лизинговых услуг. Но ее доля в портфеле участников лизингового рынка за последний год упала с 61 % до 54 % (в денежном выражении). Отчасти это связано с тем, что транспортное направление бизнеса лизингодателей потеснило сельское хозяйство.

Доля финансирования аграриев в январе-июне этого года по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. увеличилась на 7,5 %. В целом стоимость договоров за этот период выросла на 4,1 млрд грн, составив на 1 июля 2013 г. 10,4 млрд грн.

Учитывая, что другие отрасли находятся в стагнации — металлургия переживает не лучшие времена, машиностроение тоже сокращается, — лизинговым компаниям приходится искать другие пути заработка, объяснил аналитик инвесткомпании «Ивекс Капитал» Иван Дзвинка.

Лизинговое финансирование является наиболее эффективным для агронаправления. «Агропромышленный сектор развивается очень быстро. У нас сельскохозяйственное направление одно из основных — только активы составляют около 40 % портфеля, а сельское хозяйство как индустрия (с учетом транспорта, например) занимает примерно 60 %», — говорит Андрей Павлушин.

В ближайшие несколько лет, по ожиданиям участников лизингового рынка, тенденция к приросту финансирования сельского хозяйства сохранится, а возможно, даже ускорится.

«Износ основных фондов в сельхозсекторе составляет сегодня около 80‑85 %. Аграриям многое предстоит еще заменить и докупить, поэтому расти будет и финансирование», — полагает PR-менеджер ассоциации «Украинское объединение лизингодателей» Олег Бабенко.

Впрочем, собеседники «Капитала» не ожидают, что в ближайшие несколько лет сельское хозяйство превысит в объемах финансирования транспортную отрасль. Доля транспортного направления будет держаться на уровне 50 %.

«Как и в Европе, в Украине транспорт как направление лизингового бизнеса будет преобладать. Помимо наземного транспорта, эксперты называют перспективным и развитие других видов транспорта. Андрей Павлушин приводит пример: в июле этого года «ОТП Лизинг» предоставило компании «Нибулон» $ 10 млн на строительство плавучего крана.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама