Економіка

госрегулирование

Мининфраструктуры обновило собственный законопроект об автомобильном транспорте. Новая версия ужесточит правила работы перевозчиков уже с января 2014 года

Мининфраструктуры ужесточит правила работы перевозчиков уже с января 2014 года
Фото: Украинское фото

Министерство инфраструктуры переработало законопроект об автомобильном транспорте после консультаций с профильными ассоциациями.

Проект, обнародованный на сайте министерства, регламентирует правила пассажиро- и грузоперевозок в части безопасности транспорта, наличия в автобусах приборов контроля, систем ограничения скорости, тахографов, ремней безопасности, а также спутникового мониторинга.

Среди прочего законопроектом определены требования к состоятельности компаний-перевозчиков и компетенции их топ-менеджеров. Речь идет о таких критериях, как «хорошая репутация», «финансовая состоятельность» и «профессиональная компетентность».

К тому же предусмотрено, что перевозчики обязаны будут иметь хотя бы одно транспортное средство для перевозки грузов в своей собственности или право на использование такого авто. Предпринимателей также обяжут иметь служебные помещения, в которых хранится финансовая отчетность и документы, фиксирующие время работы и отдыха водителей.

Основные же нововведения коснутся сферы грузоперевозок. Если парламент примет закон, с 1 января к грузовым автомобилям будут применяться экологические нормы стандарта Евро-4, с 2016 г. — Евро-5 и с 2018 г. — Евро-6 В законопроекте также прописаны максимально допустимые габаритные и весовые параметры грузовиков, требование относительно наличия средств крепления груза и правила использования топливных баков.

Кроме того, через три года после вступления закона в силу предполагается введение лицензирования грузовых перевозок. Также усилится ответственность бизнеса за перегрузку автомобиля. Все нововведения, как сказано в пояснении к проекту, согласованы с требованиями Евросоюза в связи с подготовкой Украины к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС.

В ногу с Европой

По словам директора департамента транспортной политики Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Валентины Мальчевской, переход на Евро-4 был предусмотрен еще в 2012 г. с принятием изменений к закону о ввозе транспортных средств на территорию Украины.

Эти поправки предусматривают поэтапное ограничение ввоза транспортных средств.

«До 2012 г. в Украине имели право на первую регистрацию автомобили стандарта не ниже Евро-2. С выходом этого закона — не ниже Евро-3, а с 1 января 2014 г. — не ниже Евро-4. Мы этот вопрос обсуждали у себя на совете, и каких‑либо очень резких высказываний от перевозчиков не было», — говорит Мальчевская. При этом эксперт обратила внимание, что подвижной состав украинских перевозчиков оставляет желать лучшего.

«В Европе [транспортные средства, соответствующие стандартам] Евро-4 и Евро-5 составляют до половины автопарка. Членами нашей ассоциации эксплуатируется порядка 36 тыс. транспортных средств, которые задействованы на международных автомобильных перевозках грузов. Из этого количества только около 16 % соответствует высоким стандартам Евро-4 и Евро-5», — сообщила Мальчевская.

120 тыс.
фирм-перевозчиков

с автопарком от 1 до 10 машин функционирует в Украине

Законопроект также предполагает создание электронного реестра автобусных маршрутов. Предусматривается, что реестр будет действовать в виде компьютерной системы и позволит перевозчику участвовать в формировании маршрутной сети.

«Это поможет искоренить нелегалов, ведь система допускает к работе только перевозчика с полным пакетом необходимых разрешительных документов», — уточняется в пояснительной записке министерства.

В Мининфраструктуры и раньше планировали урегулировать автоперевозки в стране, вытеснив нелегальные компании. Но такой подход может привести к сворачиванию бизнеса небольшими компаниями.

По информации Мининфраструктуры, мелкие перевозчики — одна из особенностей отечественного рынка услуг автомобильного транспорта. В стране работает около 120 тыс. фирм, количество транспорта в которых составляет от 1 до 10 единиц.

«Они не имеют собственной производственной базы, средств на надлежащее содержание подвижного состава, специалистов с профильным образованием, не знают требований законодательства относительно безопасной организации транспортного процесса», — указывается в документе.

 

Также уточняется, что автомобили этих перевозчиков не соответствуют требованиям ни по пассажировместимости и грузоподъемности, ни по экологическим нормам. «Почти 50 % подвижного состава исчерпали нормативный срок службы и эксплуатируются более 10 лет», — сказано в пояснении.

Итоги согласования

На этапе согласования законопроекта с профильными ассоциациями документ претерпел изменения и в части требований к техническому оснащению транспортных средств — установка тахографов, ограничителей скорости и ремней безопасности будет обязательной через 1‑2 года после вступ­ления закона в силу.

В автобусах ремни безопасности появятся через год, а ограничители скорости — через два. В предыдущей же редакции законопроекта ремнями безопасности для пассажиров и водителя следовало оборудовать все автобусы, кроме тех, которые перевозят пассажиров на городских и пригородных маршрутах.

Еще одно изменение по сравнению с предыдущей версией документа связано с правилами проведения конкурсов на право обслуживать маршруты. Ранее предлагалось, чтобы к участию в конкурсе допускались перевозчики, имеющие собственные или взятые в финансовый лизинг автобусы, суммарная вместимость которых не менее 220 мест для сидения.

Теперь эту норму убрали. «В конкурсе на определение автомобильного перевозчика на автобусном маршруте общего пользования могут участвовать автомобильные перевозчики, которые имеют соответствующую лицензию и на законных основаниях используют сертифицированные автобусы», — гласит законопроект. Хотя ранее опрошенные «Капиталом» предприниматели поддерживали количественное ограничение.

В Мининфраструктуры прогнозируют, что принятие закона в последней редакции позволит улучшить условия бизнеса для автоперевозчиков, прежде всего за счет увеличения финансовой устойчивости автопредприятий.

Это предполагает норма о возможности пересмотра тарифов при изменении условий деятельности. По информации пресс-службы Мининфраструктуры, в ближайшее время законопроект будет передан на рассмотрение в Кабмин и в случае согласования направлен в Верховную Раду.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама