Економіка

торговля

Россия закрыла границу для грузов из Украины, требуя от перевозчиков гарантийных платежей

Россия закрыла границу для грузов из Украины, требуя от перевозчиков гарантийных платежей
Перевозчики оказались не готовы к введению Россией новых таможенных правил
Фото: PHL

Вчера Государственная пограничная служба зафиксировала массовое скопление грузовых транспортных средств в пунктах пропуска Донецкой и Луганской областей на границе с Россией.

«Очереди образовались из‑за того, что Российской Фе­­де­рацией начаты меры по обеспечению соблюдения таможенного транзита, касающиеся товаров, которые ввозятся на территорию Таможенного союза (ТС)», — говорится в сообщении ведомства.

Согласно п. 1 ст. 217 Таможенного кодекса ТС, с 28 октября российская сторона ввела обязательную предоплату таможенных пошлин и налогов, которая может быть осуществлена денежными средствами, банковской гарантией, поручительством или залогом имущества.

Ранее эти меры заменяли книжки международных дорожных перевозок (МДП), которые гарантировали уплату таможенных платежей и позволяли перевозить грузы в опечатанных контейнерах, проходя пограничные процедуры в упрощенном режиме. Но в конце августа Федеральная таможенная служба России (ФТС) расторгла договор с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Без предупреждения

В Министерстве доходов и сборов признали наличие проблемы при пересечении российской границы украинскими перевозчиками. Как рассказали «Капиталу» в пресс-службе министерства, они еще 30 октября направили обращение в ФТС с просьбой разъяснить ситуацию с отказом принимать книжки МДП при таможенном контроле.

«Федеральная пограничная служба, в частности Южное таможенное управление (ЮТУ), требует предоставлять другие виды обеспечения. Водители жалуются на то, что они не были осведомлены об изменении правил пересечения границы. Соответственно в этих пунктах пропуска образовались очереди», — говорит руководитель пресс-службы Миндоходов Андрей Соколов.

В ЮТУ говорят, что отмена книжек МДП обсуждалась с июля текущего года. «Наша таможня неоднократно переносила введение новых правил. Возможно, официальное уведомление в Миндоходов и не было отправлено. Но то, что украинская сторона не знала об отмене книжек МДП, по меньшей мере странно», — говорит заместитель начальника службы организации таможенного контроля ЮТУ Алексей Яковенко.

По информации пресс-службы ФТС, ситуация осложнилась тем, что на момент введения новых требований многие иностранные перевозчики, оформив книжки МДП в странах отправления, уже находились в пути и, прибыв в пункты пропуска, оказались не готовыми предоставить обеспечение на границе при оформлении транзита. «Именно эти «первые» машины создали на границе затор. Более информированные и, соответственно, более подготовленные перевозчики в настоящее время просто физически не имеют возможности продвинуться вперед», — утверждают в пресс-службе ФТС.

В Южном таможенном управлении России признают наличие проблем. Но подчеркивают, что это касается не только украинских перевозчиков. «Наша позиция не зависит от того, из какой страны фура. В очереди стоят все — Украина, Азербайджан, Польша и прочие», — рассказал «Капиталу» Яковенко.

Он также сообщил, что в середине сентября ЮТУ приглашала украинских перевозчиков на круглый стол, где компаниям разъясняли новые таможенные правила. По информации Яковенко, из 70 приглашенных украинских перевозчиков на ней присутствовали лишь 15 компаний.

Убыточный транзит

В августе российская сторона уже вводила «обеспечительные платежи» по отношению к украинским товарам. Правда, эти меры касались подтверждения подлинности сертификата происхождения продукции (СТ-1). В частности, проблемы на таможне возникали у производителей кондитерских изделий. Ранее президент ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк рассказывал, что так называемые обеспечительные платежи принесли убытки компаниям отрасли.

«Они должны были отдать российской таможне сверху еще 20‑60 % стоимости продукции как гарантию, что перевозчики ничего не нарушают», — говорил Балдынюк.

По его словам, средства из обеспечительных платежей должны возвращаться российской таможней, однако украинские производители их так и не увидели. В сентябре, говорит Балдынюк, новая процедура Федеральной таможенной службы привела к сокращению украинского экспорта приблизительно на 50 %. Примечательно, что российская сторона отрицает информацию украинских компаний о невозврате денежного залога.

«Из всех перечисленных способов соблюдения таможенного транзита мы обязаны возмещать перевозчику лишь денежный залог. И мы его возвращаем. Прецедентов невозврата не было», — утверждает Алексей Яковенко.

Украинские производители, которые не могут пересечь границу России с 28 октября, пока не готовы подсчитать, во сколько им обойдется «простой» на пограничных пунктах России.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама