Бізнес

искусство

Куратор и арт-консультант Евгений Березницкий объясняет, по каким правилам должен жить отечественный арт-рынок

Куратор и арт-консультант Евгений Березницкий объясняет, по каким правилам должен жить отечественный арт-рынок
Фото: Константин Мельницкий

— Хорошее искусство меньше тысячи долларов не стоит. Ситуация на рынке искусства сейчас довольно сложная, но порядок цен в среднем — от тысячи за небольшую работу до нескольких десятков за произведение большого формата.

— Это не так уж и много, учитывая цены на западном арт-рынке.

— С западной ситуацией сравнение не очень корректно, потому что там рынок уже развит. И трудно сравнивать первичное зарождение рыночных отношений в искусстве с массивной структурой с четкими нишами и позиционированием каждого игрока. Наш рынок, несмотря на то что ему уже 20 лет, пока еще по‑прежнему находится в зачаточном состоянии. И каждый новый кризис — экономический, политический — отбрасывает его развитие на несколько лет назад. Сейчас ситуация сложилась таким образом, что пришло время не собирать камни, а разбрасывать. То есть заниматься созданием не рынка художественных произведений, а культуры потребления на уровне эстетического воспитания людей. Это, конечно, очень долгоиграющий проект.

— Наш арт-рынок очень давно находится на стадии формирования и все никак не сформируется. Почему?

— Когда все играют по правилам, тогда есть возможность изменить игру. А если все нарушают правила, тогда ситуация постоянно ухудшается. Например, есть цена в галерее, условная сумма Х. По идее, она складывается из цены художника и наценки галереи. Покупатель думает, что в галерее он платит в два раза дороже. И если он пойдет к художнику, то купит дешевле, за цену Y. И художник действительно продает. Но покупатель — это ведь игрок в команде противника. А когда ты играешь в поддавки с противником, в итоге проигрывает твоя команда. То есть ты сейчас выиграл и продал свою работу за сумму Y. Но в будущем твои работы, которые висят в галерее за Х, никогда за Х не продадутся. Потому что все будут знать, что можно прийти к тебе и договориться за Y. Галерея в итоге перестанет с тобой сотрудничать. И у нас это происходит систематически. У художника на это всегда есть оправдание: я хочу кушать, мне нужны деньги. Но ведь и галерея ему нужна

— он хочет выставиться.

— Зачем? Потешить самолюбие?

— Ты не являешься художником, если у тебя нет выставок. Ты не являешься частью процесса. Да, ты ремесленник — красишь картинки, которые продаешь. Но если ты претендуешь на что‑то большее, тебе есть что сказать обществу, ты хочешь, чтобы тебя записали в историю современного украинского искусства — нужны выставки.

— Что делать игрокам другой команды — коллекционерам? Как начать собирать коллекцию?

— Чтобы начать собирать коллекцию, нужно понять, что это процесс роста и внутренней работы. Надо понимать, чего ты хочешь. Видение появляется не сразу. И скорее всего, без посторонней помощи его не достигнешь. Например, если хочется собрать «лучший период Глущенко», сразу возникает несколько вопросов: что считать лучшим периодом у Глущенко? Где это взять? И сколько это будет стоить? Если покупать коллекцию сразу и целиком, это потребует больших денежных вложений. Другое дело, когда человек собирает медленно — от случая к случаю. Тогда через некоторое время он видит, какие работы в его коллекции сильные, какие — слабые, что‑то докупает, от чего‑то избавляется или обменивает. На этом пути, по‑моему, каждый должен совершать свои ошибки. Есть запас ошибок, которые нужно сделать, чтобы понять, что хочется получить на выходе. Не ошибаясь, не научишься сравнивать. А начинать лучше с того, что нравится. Как правило, это какой‑то отстой вроде фарфоровых котиков. Но с них и нужно начинать. Многие на котиках и остановятся. А кто‑то перейдет на следующий уровень.

— А если коллекционеру все еще нравятся котики, но он уже понимает, что для серьезной коллекции надо что‑то другое?

— Тогда нужны консультанты, например галеристы. Зачем вообще нужны галеристы? Для людей, которые не в арт-бизнесе, они проводят первичный отбор. У каждой галереи худо-бедно есть свой эстетический профиль. То есть если понравился один художник из тех, с которыми работает галерея, — значит, и другие представленные в ней авторы будут нравиться. В этом и состоит наценка галериста — он облегчает задачу коллекционеру. Когда появятся новые работы, он позвонит и пригласит посмотреть. Если хочется все делать самостоятельно — это интересно, наверное, но надо понимать, что придется стать частью процесса. То есть тратить время на поиски художников, выпивать с ними по мастерским, беседовать. Так это работает. Со временем коллекционер научится распознавать, где консультанты рекомендуют, а где — навязывают. Хотя иногда навязывают правильно, потому что специалист может видеть лучше: чтобы усилить коллекцию, нужно купить такую‑то вещь. Настоящим коллекционерам ведь не все в их собрании нравится. Уверен, что Пинчуку, который когда‑то увлекался импрессионистами, не нравится вся его коллекция. Очень сложно полюбить 100 одинаковых Херстов. Каждый коллекционер проходит эти этапы: котики, импрессионисты, а потом уже Херст. Коллекционирование — это процесс обучения, как и в любом другом деле, самородков здесь нет.

— Нужен ли определенный стартовый капитал?

— Главное — не стартовый капитал, а регулярность. Если речь идет о разовой закупке, то $ 10‑20 тыс. хватит. А если хочется действительно коллекционировать, нужно поставить себе программу: я готов тратить, например, $ 1000 в месяц, пока не остановлюсь. Вот это — коллекционирование.

— С какого количества картин собрание можно считать серьезной коллекцией?

— Серьезная коллекция имеет общую канву, тему. Она способна сделать высказывание. Это не разрозненный набор вещей, это монолитная конструкция. Для того чтобы эта монолитная конструкция была адекватной, может быть достаточно пяти вещей. Это могут быть, например, пять нэцке какого‑то мастера эпохи Хэйан, который всего их сделал семь. При этом две из них находятся у императора Акихито, а пять — у тебя. Это твоя коллекция, и ты можешь спокойно говорить, что ты коллекционер, и участвовать в музейных выставках. Главное — не количество, главное — содержание.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама