Экономика

торговля

ЕС присоединится к спору с Украиной по спецпошлинам на импорт автомобилей. Это запасной план на случай, если стороны не подпишут соглашение об ассоциации

Евросоюз направил запрос на присоединение к консультациям с правительством Украины в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) относительно пошлин на импорт автомобилей, введенных Киевом в апреле 2013 г. Консультации стартовали 30 октября по инициативе Японии.

Это второй спор, инициированный против нашей страны с начала ее членства в международной организации. Обвинение Токио в адрес Киева состоит из одиннадцати пунктов, в том числе отмечено нарушение Генерального соглашения по тарифам и торговле (GATT), которое лежит в основе Всемирной торговой организации, и соглашения самой ВТО о защитных мерах (Agreement on Safeguards).

В частности, Япония обратила внимание, что Украина, вводя пошлины, не опубликовала отчет с обоснованиями для их введения и не провела предварительных консультаций с членами ВТО.

Помимо этих процедурных нарушений, по мнению Токио, «Украина ввела защитные меры выше тех, которые были необходимы для предупреждения или решения серьезной проблемы».

Со своей стороны Киев утверждает, что спецпошлина была вынужденной мерой для защиты украинских автопроизводителей от растущего автомобильного импорта и сокращения отечественного производства авто.

Согласно правилам ВТО, подобные консультации продолжаются 60 дней. Завершатся они 28 декабря. Если до тех пор компромисс не будет найден, «истец» может обратиться за «вердиктом» к экспертам специального органа по разрешению споров ВТО (Dispute Settlement Body). В таком случае разбирательство может занять год, а если последует аппеляция — еще три месяца.

Свое стремление принять участие в консультациях Брюссель аргументирует тем, что ЕС — крупнейший в мире производитель автомобилей и деталей к ним, а также крупный мировой экспортер. Объем поставок легковых автомобилей в 2012 г. составил более €100 млрд, в том числе в Украину — более €1 млрд, говорится в официальном сообщении ВТО.

По данным Госстата, в прошлом году в нашу страну из ЕС было ввезено 77 тыс. машин, что обеспечило 5 % импорта из ЕС в Украину. Наиболее от украинских спецпошлин страдает Германия, в 2012 г. поставившая нам 27,2 тыс. автомобилей общей стоимостью $ 645,5 млн, в том числе 15 % импортируемых малолитражек с объемом двигателя 1‑1,5 л (спецпошлина составляет 6,46 %), а также 14 % машин — с двигателем в 1,5‑3 л, часть которых (с объемом 1,5‑2,2 л) облагается спецпошлиной в 12,95 %.

Вторая крупнейшая европейская жертва спецпошлин — Великобритания, продавшая в прошлом году в Украине 12,8 тыс. автомобилей на $ 288,9 млн. Присоединение ЕС к спору Японии против Украины — первый практический шаг со стороны Брюсселя после многочисленных заявлений, касающихся спецпошлин. Так, в июле на заседании совета ВТО по торговле товарами Япония призвала Украину отменить действие спецпошлин, пригрозив ответными мерами. ЕС, Корея и Австралия поддержали призыв. Но в действительности ответный шаг пока сделала лишь Турция, которая ввела с 12 июля пошлину в размере 23 % на импорт грецких орехов из Украины.

Подобными мерами Украине грозит Россия, которая оценивает свой ежегодный ущерб от спецпошлин в $ 36,12 млн. Для возмещения потерь она намерена ввести после консультаций с ВТО и согласования со странами Таможенного союза — Казахстаном и Беларусью — дополнительные пошлины на импорт шоколада, угля и стекла из Украины.

Участие ЕС в этом разбирательстве в рамках ВТО — своего рода «план Б» для Брюсселя на случай неподписания соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли (ЗСТ) с Украиной 29 ноября в Вильнюсе. Отметим, создание ЗСТ предполагает установление предела импортных пошлин на авто на уровне 10 %, который будет сохраняться для третьих стран, например той же Японии, и ежегодно в течение 10 лет снижаться на 1 % для ЕС. Таким образом, соглашение автоматически приведет к отмене спецпошлин.

Правда, как ранее заявлял правительственный уполномоченный по вопросам евроинтеграции Валерий Пятницкий, Украина все же сможет вводить защитные меры. Но они будут ограничены 10 %-м потолком и применяться при превышении квоты импорта в 45 тыс. шт. Кроме того, эти меры будут разрешены только с ноября 2014‑го до ноября 2028‑го и вводиться только по предварительному одобрению Брюсселя, а также должны будут утверждаться каждый год заново.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама