Відпочинок

выставка

Невыход в тираж

Невыход в тираж

В Художественном музее открылась выставка известного харьковского художника Павла Макова «Paradiso Perduto» («Потерянный Рай»), на которой представлены его новые графические работы 2013‑2014 годов

Павел Маков, заявивший о себе в конце 1980‑х годов одновременно с такими яркими явлениями, как Украинская Новая волна и «Живописный заповедник», всегда шел своим путем и держался особняком в отечественной арт-среде. Его выделяла из общей массы художников кропотливая, как он сам любит говорить, — «средневековая» техника офорта, то есть печать с травленых металлических досок, техника, уходящая своими корнями в тонкую работу ювелиров. Работая сериями, разрабатывая на протяжении 1990‑2000‑х темы Утопии, Дневников, Фонтанов и Садов, Маков последовательно изучал сквозные для себя проблемы места и памяти. Со временем изменялось и понимание самой техники офорта, его особенностей: листы укрупнялись, изображение стало строиться путем набора из отдельных небольших печатных модулей с повторяющимися деталями, подготовительный рисунок потерял смысл, расчистив место самому процессу «разрастания» печатного изображения, складывания его из нескольких листов. Бумага тоже теряла свою чистоту, покрываясь пятнами (иногда краски, а иногда и плесени), дряхлела, прорывалась и прокалывалась. Офорты, которые в прежние времена создавались как тиражные вещи, стали превращаться для Макова в оригинальные произведения, сравнимые по своей уникальности с живописью, где каждый лист — это неповторимый отпечаток, над которым автор долго работает, нанося, смывая и дополняя изображения, дорисовывая и докрашивая, усиливая тем самым драматизм повествования о поиске человеком своего места в мире.

Новая, впервые выставленная серия «Paradiso Perduto» включает 6 небольших офортов, один рисунок и огромный, многочастный офорт. В этой серии Маков развил свою идею персонального Рая, заявленную еще в проекте «Одеяло, Сад, Башня, Крест, Судьба» и показанную в полном объеме в PinchukArtCentre два года назад. В ней тогда появился и был разработан образ контейнера, вдохновленный знаменитым харьковским рынком Барабашова. В музейной экспозиции это олицетворение города отходит на второй план, заменяется картографированием загородной местности — вполне конкретного дачного кооператива в Харьковской области, где находится дача самого художника.

По словам Павла Макова, в этом проекте к привычным для него темам памяти и места добавилась еще одна — мечта. Именно соединение этих трех понятий раскрывает причину обращения автора к образу дачного участка: на шести сотках каждый человек может взрастить свой Сад, создать свой Рай, обрести свое место (тщетность попыток найти которое заявлялась когда‑то Маковым в Утопиях), наполнить его своими мечтами и памятью, но оно будет жить недолго, как и сам его владелец, и потому этот Рай обречен быть утраченным. Место и человек взаимодействуют, влияют друг на друга, питают друг друга — поэтому в офортах важное место занимают дорожки, похожие на ответвления генеалогического древа или кровеносную систему. Они, как и сложные конфигурации растительных насаждений, выступают контрастом к строгим геометрическим формам домиков, контейнеров и разнообразных заборов. Ряды растений напоминают сильно увеличенные линии отпечатков пальцев — для художника не только сама печать на бумаге связана со следом человека, с его неповторимым опытом, но и ландшафт понимается как некая фиксация человеческого пребывания в мире.

«Paradiso Perduto» — это приглашение проследовать взглядом по пространству оставленных садов (у Макова никогда нет человека) — замкнутых, но лишенных жесткой закрытости контейнеров. Рисунок-идея, с которого началось создание серии, — «Рассвет» — несет в себе некое апокалиптическое настроение из‑за столкновения красного и черного, а также из‑за несоразмерности гигантского солнечного диска и скопления маленьких строений. Далее, в офортах, это напряжение снимается, преобразуется в скрупулезно точное документирование ландшафта, но рассматривание малейших деталей, которыми традиционно для автора перенасыщено изображение, не снимает чувства тревоги. Большинство офортов с их темными сгущениями изображений и незаполненными местами бумаги создают несколько сумрачный образ освоенной, но безлюдной территории. Тема «своего» места, так многообразно разработанная Павлом Маковым, сегодня приобретает особое значение: с одной стороны, она связана с острым переживанием катастрофы, земли, уходящей из‑под ног, а с другой — с необходимостью установить жизнеспособные связи между человеком и ландшафтом, со способностью взращивать свой сад и уметь оберегать память и мечты от внешних угроз.

Киев, Национальный художественный музей Украины

До 26 октября

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама