Возвращение примы

Возвращение примы

Удивительно, но факт: после победы на конкурсе молодых танцовщиков Vaganova-Prix и последовавшего за этим переезда из Киева в Петербург, на выпускной курс Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, выдающаяся русская балерина, солистка Большого театра и этуаль театра La Scala Светлана Захарова ни разу не выходила на сцену Киевского театра оперы и балета. 17 ноября это произойдет впервые за 19 лет.

   Нынешнее ее участие в спектакле «Жизель» Национальной оперы Украины вместе с еще одним экс-киевлянином — премьером Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Сергеем Полуниным — стало возможным благодаря запуску долгоиграющего международного проекта «Первая позиция», в рамках которого на главной из столичных музыкальных сцен можно будет увидеть десяток воспитанников Киевского хореографического училища, танцующих сегодня по всему миру.

   Собственно, этот проект вместе со Светланой Захаровой придумал и последовательно воплощает в жизнь в качестве продюсера еще один бывший киевлянин — танцовщик, солист Большого театра Юрий Баранов. И едва ли не главное достоинство их общего замысла — идея «внедрять» звезд современного балета в устоявшиеся годами репертуарные спектакли Национальной оперы Украины, подарить публике шанс увидеть их не только в традиционных, парадно-показательных гала-концертах.

   Вряд ли случайно визит российских звезд с украинскими корнями совпал с 75‑летним юбилеем Киевского хореографического училища, нынешние учащиеся которого готовят для именитых гастролеров специальный концерт и другие сюрпризы. И тоже не случайно, что открывается проект «Жизелью» — спектаклем, в котором 17‑летняя Светлана Захарова станцевала свою первую заглавную партию на Мариинской сцене. О Захаровой, которую мы не знали, но получили возможность увидеть наконец‑то вживую, Capital Time попросил рассказать в ее первом за полтора десятилетия интервью украинскому изданию.

— Вы родились и жили в Луцке до 10 лет, когда поступили в Киевское хореографическое училище. Сегодня вас что‑то связывает с этим городом?

— В Украине у меня не осталось родственников. Мама живет со мной. Отец, к сожалению, несколько лет назад умер. Бабушка и брат со своей семьей тоже переехали к нам. Все живут в Москве.

А в Луцке мы с родителями жили на проспекте Президента Грушевского. Когда я ходила в детский сад, к нам пришли тренеры из детской спортивной школы, и меня выбрали для занятий художественной гимнастикой. Несколько лет я их посещала, а затем перешла во Дворец пионеров, где занималась в ансамбле народных танцев.

Моя мама мечтала стать балериной. Но в свое время ее не отпустили в Киев, так что она решила, что ее мечты воплотит дочь. У мамы в Луцке был детский коллектив, какое‑то время она преподавала бальные танцы во Дворце пионеров, сама танцевала в труппе Волынского музыкально-драматического театра.

В Луцке жила балерина из Ленинграда, оставшаяся после войны в Украине. Когда мне было девять, мама отвела меня к ней на «просмотр», и она сказала: «Девочку обязательно нужно отдавать в балет». В общем, с ее благословения мы и поехали поступать в Киев.

В десятилетнем возрасте очень нелегко отрываться от родителей…
У нас в интернате были хорошие условия и прекрасные воспитатели. Но все равно было очень тяжело… Первое время мама приезжала ко мне каждые выходные. С возрастом стала привыкать, бывала в Луцке только на каникулах.

— Когда вы впервые вышли на большую театральную сцену?
— Это был один из спектаклей в Киевской опере, «Тщетная предосторожность», в котором участвовали дети из хореографического училища. Конечно же, несколько раз в год проходили училищные концерты, там я танцевала «Суворовцев», Мазурку из «Пахиты».

— Вы часто рассказываете о том, что «Жизель» в вашей творческой биографии занимает особое место…
— Эту партию мне доверили в 17 лет, в первый год работы в Мариинском театре. Это был мой первый балет с центральной сольной партией. Не припомню случая, чтобы кому‑то в 17 лет доводилось танцевать эту партию, это своего рода рекорд.

— Сколько раз вы выходили на сцену в партии Жизели?
— Учет спектаклей я, конечно, не веду. Танцевала «Жизель» во многих странах, на великих сценах: в Мариинском, Большом, парижской Grand Opera, миланском La Scala, в Японии, США, лондонском Covent Garden. Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что очень многого не понимала, когда танцевала свою первую «Жизель». Мой педагог в Мариинском Ольга Николаевна Моисеева, которой в этом году исполняется 85, объясняла и показывала мне все буквально «по слогам». Начиная с техники («Жизель» — особый, «технический» спектакль) и заканчивая тем, что я должна чувствовать и понимать. С одной стороны, мне не надо было ничего «играть», а просто быть собой — наивной, искренней. С другой стороны, в 17 лет драматизм этого спектакля, сцену сумасшествия сложно было передать.

   «Жизель» я танцевала в разных редакциях. В русском балете эталоном «Жизели» является Уланова, в школе все мы отталкивались от ее образа. Европейская Жизель — другая, у нее иной характер, иные движения. Когда я впервые станцевала ее в Grand Opera, то почувствовала свободу от каких‑то устоявшихся рамок. И поняла, что нельзя зацикливаться, нужно постоянно искать что‑то новое.

— Что более всего влияет на настроение спектакля: менталитет страны, традиции определенного театра, партнер по сцене, настроение публики?
— Наверное, театр. С одной стороны, ты знаешь, какой образ хочешь донести, с другой — ты должен войти в спектакль с другими декорациями, костюмами, иногда немножко другой хореографией. С Сергеем Полуниным, с которым мы выступим в Национальной опере Украины, мы уже танцевали «Жизель» в Большом театре. Всегда, когда танцуешь с новым партнером, появляются какие‑то неожиданные краски, эмоции, ощущения.

— Вы согласны с тем, что русская балетная школа сегодня остается самой сильной в мире?
— Наверное, так категорично говорить нельзя. В мире очень много интересных театров. Да, она входит в тройку лидеров мирового балета, наряду с французской и английской школами.

— Как вы относитесь к экспериментальным постановкам, когда, допустим, хореограф берет классическую партитуру и «поверх» нее создает совершенно новый спектакль с новыми смыслами?
— Я танцевала балет «Золушка» в хореографии Юрия Посохова (он работает в балете Сан-Франциско, выходец из Большого театра). Юрий сделал очень интересный спектакль на музыку Прокофьева. В нем девушка попадает к волшебнику, который ее вводит прямо в сказку, где она встречает принца. В принципе, все то же самое, но в современной хореографии. Этот спектакль несколько сезонов шел на сцене Большого театра, и при всей модернизации не утратил исходной концепции.

— «Жизель» на сцене Национальной оперы Украины с вашим участием открывает долгоиграющий проект «Первая позиция», который вы курируете как художественный руководитель. Каковы его глобальные цели?
— Смысл и задача этого проекта — пригласить артистов, которые разлетелись по всему миру, но были рождены или учились в Украине. Возьмем мой случай: после переезда в Петербург в 15‑летнем возрасте я в Киеве не танцевала…

— Не звали?
— Знаете, как‑то не складывалось. На киевские гастроли Мариинского или Большого я не приезжала по разным причинам — то другие гастроли не позволяли, то еще что‑то. По телесюжетам, по фотографиям вижу, что Киев изменился. У многих моих коллег, как и у меня, есть ностальгия по этому прекрасному городу и по училищу. Но главное в «Первой позиции» — чтобы Украина увидела своих детей, которым дала жизнь и образование. Украина очень богата талантами, поэтому мы хотим сказать родителям: талант ребенка нужно открыть и поддержать в самом раннем возрасте. Украине сегодня необходима популяризация балета и балетных школ!

— Вы как‑то упоминали о возможных совместных проектах с вашим мужем, скрипачом Вадимом Репиным. Как это может выглядеть?
— Когда балетный и музыкальный мир узнал, что мы пара, посыпалось множество предложений от самых разных фестивалей о совместном выступлении. Мы, конечно, тоже загорелись, но крайне трудно было найти общее свободное время. Другая большая проблема — репертуар. То, что танцую я, не играет Вадим, и наоборот. Тем не менее в этом году на фестивале в швейцарском городке Сен-Пре все‑таки состоялось наше первое совместное выступление. Играл камерный оркестр, Вадим солировал, а я танцевала. В «Умирающей лебеди» Сен-Санса обычно солирует альт либо виолончель, а Вадим решился сыграть этот номер на скрипке. Получилось космически! Ряд номеров специально поставили для фестиваля.

— В какой области, помимо сольной карьеры, вы себя реализуете? Возможно, пробуете себя в хореографии, педагогике?
— Ничем этим я не занимаюсь, только благотворительностью. Мой фонд «Развитие танцевального искусства» уже несколько лет выплачивает ежемесячные именные стипендии двум-трем ученикам из пяти российских балетных школ. Всех стипендиатов я отбираю лично. Единовременные выплаты получают ветераны сцены. В какой‑то момент я подумала, что неправильно заниматься только собой. Вспомнила, как в юности мне нужна была помощь и с какой благодарностью тогда воспринималась любая поддержка.

— Вы планируете заглянуть в Киевское хореографическое училище?
—Да, визит планируется, и я его очень жду. Когда думаю об этом, сердце сжимается. Помню каждый уголок в этой школе, каждый зал, номера комнат, где мы переодевались, где отдыхали. Всех помню! Много лет у меня не было возможности не только выступить, но и просто приехать в Киев, побродить по любимым местам. Вот теперь надеюсь, что за три дня все успею.

Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Angela William 26 ноября 2013, 23:13

Комментарий удален

реклама
реклама